p_balaev

серп и молот

война с "патриотами"


Previous Entry Share Next Entry
p_balaev

"ТРОЦКИЗМ". Первые черновые наметки к будущей книге.

      Когда я нес сдавать в библиотеку «Мойдодыров», меня на улице встретили два моих старших двоюродных брата, Юрка и Вовка,  посмотрели мои книжки и стали надо мной смеяться. Юрка сказал, что стишки про крокодила и солнце читают только сопляки и девчонки. Настоящий пацан должен прочитать «Порт-Артур», там написано про поручика Борейко и адмирала Макарова, как они воевали с японцами.  Как Борейко из пушек по японским крейсерам – дыц-дыц!
       Я в библиотеке  и попросил «Порт-Артур».  Библиотекарша подумала, что я для отца беру книги, спросила, почему он сам не запишется в библиотеку, и выдала мне оба тома.
    Книга не для детей, конечно. Но! Корабли, форты, сражения, герои!  Что 7-ми летний пацан мог в этом романе понять, и как он его понял – это отдельный вопрос. Но я читал его,  не отрываясь. Одно из самых значимых событий в жизни, даже если оно произошло в далеком детстве, помнишь в деталях.  Два тома этого романа я прочел за 4 дня.  Первый том – за три дня. Второй – за день.   Есть разные методики обучения скорочтению. У меня была такая. Просто взять в 7 лет «Порт-Артур» и прочесть его.  С 7-ми лет я читал так, что со стороны это выглядит, будто я просто не спеша перелистываю страницы.   И текст я стал видеть и слышать. Я научился читать. Не произносить слова и предложения, а – читать. Т.е. воспринимать текст, как образ.
    Думаете, это могут делать все обученные грамоте? Далеко не все.  Даже уже взрослые люди и даже люди с высшим образованием.   Те, кто видел, как, например, готовятся к экзаменам и зачетам студенты в общаге, могут понять, о чем я говорю. Особо старательные, те,  кто учится с явным напряжением,  делают это так: закрываются в комнате, чтобы ничего постороннего им не мешало, либо рычат на остальных,  чтобы была тишина, открывают учебник и читают его, бубня себе под нос.  Смысл этого бубнения -  создание внешнего звукового образа текста и прием информации не из самого текста, не из прочитанного, а из озвученного.  Сам себе аудио-книга.
     Дело даже не в скорости чтения.  Способность формировать в мозгу образ прочитанного от скорости чтения мало зависит, наверно. Чем быстрее человек читает, тем ему это легче делать, всего навсего.   Страница текста воспринимается как более целостная информация, чем каждая отдельная строчка.
    Умение читать, это показатель развитости абстрактного мышления.  Если человек не способен письменную информацию трансформировать в своем мозгу в звуковой и видео-образ, то это говорит только об одном – способность человека к абстрактному мышлению весьма ограничена.  Абстрактное мышление – способность не наследственная, а развиваемая.  Развить способность воспринимать текст абстрактно можно только одним способом – много читать. И развить ее можно в любом возрасте, в детстве – легче, взрослому труднее. 
     Вот те старательные студенты, которые на первых курсах бубнили себе под нос, на старших курсах переставали это делать, становились вполне нормальными.  Все-таки, они учились старательно, т.е. много читали,  волей-неволей, они читать научились.  Показательно, что на младших курсах университетов и институтов  большинство студентов на лекции ходит добровольно. Даже если преподаватель не очень следит за посещаемостью, то зал полный почти всегда. На старших курсах – стоит только чуть ослабить контроль за посещаемостью…  Большинству студентов уже не нужно слышать информацию, они способны ее считать с текста.
    Только проблема в том, что этому они должны были научиться в школе. И в первом классе. А не в выпускном.  Школа же упорно и методично учит принимать информацию на слух. Поэтому  абсолютное большинство школьных отличников всегда отличались тем, что называется у педагогов усидчивостью.  Они,  раскрыв рот и не мигая,  смотрели на преподавателя, который им объяснял новую тему.  Остальные ученики, нормальные дети, которые отличались  не чрезмерной даже, а обычной для нормального ребенка активностью, советской школой сбрасывались в шлак, в брак. Не попасть в этот шлак везло только единицам, которые по каким-то причинам стали много читать с первых классов. Эти ученики могли на уроках отвлекаться от объяснения учителя, но компенсировали это информацией, которую сами воспринимали при чтении учебника.
     К окончанию первого каникулярного школьного лета  я в сельской библиотеке прочитал всю более-менее интересную для пацана детскую литературу.  И мне перестали нравиться детские книги окончательно, потому что они были… очень тонкими. Выдавали на руки по три книги, принесешь их домой, а через день уже читать нечего. Надо за новыми идти, но здесь мне войну объявила библиотекарша, она стала мне разрешать менять книги только один раз в неделю. Я начал брать книги потолще. Дюма скоро был прочитан, настала очередь Диккенса и Гюго… Потом мать стала мне запрещать ходить за книгами в библиотеку.  Оказалось, что моему чтению войну объявила школа.  Библиотекарша  летом рассказала моей учительнице, как я читаю, та испугалась, что у меня подвинется крыша, побежала к моей матери и они решили ограничить меня в этом.
  Воевала школа с моим пристрастием к чтению 5 лет. Пять лет мне выносили в школе и дома мозг!  Эти нотации по поводу, что столько много читать вредно, что я не так читаю,  невнимательно, что только глаза порчу…

promo p_balaev february 9, 2015 23:10 176
Buy for 1 000 tokens
После того, как у себя в блоге я написал, что дуракам противопоказано чтение М.А.Булгакова, потому что они могут выбрать себе объектами для подражания Преображенского и Маргариту, некоей дамочкой мне лично было направлено коротко обиженное письмо с предложением извиниться перед Маргаритой, которую…

  • 1
А всякие "Сын полка", "Волны Черного моря", "Кортик", "Армия Трясогузки", Носова и Драгунского и пр. библиотекарша не советовала?
Тогда же и Владивосток и Хабаровск целые серии такой литературы издавали.
Или в библиотеке выбора особого не было?

Да это я еще до лета успел проглотить.

а я в 11-12-летнем возрасте тащил из сельской конторы (отец был главой администрации села) отдельные тома собрания сочинений Маркса и Энгельса. взрослые смотрели на меня, качали уважительно головами, однако, умный человек растет! а я просто выискивал в толстенных томах репортажи Энгельса о Крымской, австро-итало-французской, австро-прусской и франко-прусской войнах)) в библиотеке к тому времени прочитал все более-менее интересное про войны.
а вообще, стараюсь при чтении абстрактное мышление отключать, иначе оно уносит через десяток страниц куда-то не туда и я перестаю воспринимать текст. недисциплинированное оно у меня какое-то

Абстрактное мышление только с помощью лоботомии отключить можно.

)) ну да, поэтому и не получается из-за чего чтение особо интересной книги превращается в борьбу с самим собой, нужно постоянно одергивать себя, иначе начинаю додумывать за автора, что будет в книге дальше

Вроде с помощью телевизора тоже можно

Интересно, конечно.
Но какое отношение это имеет к книге "Троцкизм"?

Кстати, у меня была похожая история, в смысле само-прививки любви к чтению.
Лет в 8 болел простудой, лежал дома. Мне принесли книжки великой (не шучу!) социальной трилогии Носова про Незнайку. Начал читать и оторваться не мог. Особенно впечатлила книга "Незнайка на Луне" (советским детям о мире капитализма).
Думаю, что тогда я, во-первых, навечно "подсел" на чтение, а во-вторых, задумался о социальных вопросах
Так с тех пор уже десятки лет и читаю, и занимаюсь социальными вопросами!

Имеет прямое отношение. Не спешите.

Конечно, подождем.
Но, очень уж как-то издалека зашли...)
ИМХО.

Очень хорошо написано.

>воспринимать текст, как образ.
Иногда ловлю себя на мысли, что невольно в процессе чтения представляю обстановку, действия, то есть как бы создаю картинку.
Может быть, по этой причине, аудио-информация (конкретно - аудиокниги) дается тяжелее, если, конечно, не вбирать ее при отсутствии каких-то отвлекающих факторов. А они всегда есть.
С книгой даже проще - почти мгновенно можно перечитать предыдущий абзац, сделать паузу, "попробовать на вкус" отдельные строчки (покатать на языке как хороший коньяк:)

Re: Очень хорошо написано.

Это нормальное чтение.

Всё про чтение...

(Anonymous)
<<И текст я стал видеть и слышать. Я научился читать. Не произносить слова и предложения, а – читать. Т.е. воспринимать текст, как образ. >>

Именно так и не иначе. Говорю и как читатель, и как педагог. Научиться читать - это научиться снимать своё собственное "внутреннее кино". Освоивший это сразу становится на голову выше того, кто просто разбирает написанное. Точно так же, как разбирающий написанное на голову выше совсем неграмотного, ставящего крест вместо подписи.

Re: Всё про чтение...

Вот именно учить этому и должны ребенка в школе целенаправленно. Всё остальное - ерунда по сравнению с умением читать. Но школьная педагогика перед собой такой задачи не ставит.

Re: Всё про чтение...

А меня этому дед научил... В 5 лет примерно... А бабушки помогали. Причем одна имела 2 класса образроания (официального). А потом уже я сам...

Re: Всё про чтение...

Но не школа!

Re: Всё про чтение...

Не, школа меня точно этому не учила...

Re: Всё про чтение...

Школа чаще прививала совсем противоположное...

Re: Всё про чтение...

А я думала, что снимать «внутреннее кино» могут все. Меня этому никто не учил. Я читаю с 4-х лет. Практически всю школьную программу прочла за 2 — 3 года до того, ка это «проходили».

А у меня было по другому, читал много всегда запоем, но с русским была беда. И этот бой я безнадежно проиграл, обычная оценка за сочинения 5(плюсы по настроению училки)/2-

Аналогично ;)

Потому что вам обоим не встретился ПЕДАГОГ, уроки русского у вас вели училки. Правила, небось, зубрить заставляли?

Не без этого :)
Но с первой учительницей повезло.
Вспоминаю первый класс.
Урок чтения. Букварь - Мама мыла раму...
Мы с другом под партой читаем Пятнадцатилетнего капитана... Африка... Муха Це-Це, а тут какая-то мама, какая-то рама...
Екатерина Ивановна нас засекает и ... просит рассказать всем о чем мы читали. А потом говорит - вот для того я вас я и учу, дети, чтобы вы сами могли такие интересные вещи читать...


Ишшо как!
Я до сих пор с дрожью это вспоминаю.
Самый жуткий был урок для меня.

В 7-м классе к нам в сельскую 8-ми летку попала по распределению девчонка после института, Любовь Ивановна Момот.
Она меня научила не задумываться над грамматикой, а писать интуитивно. Сказала, что при таком объёме чтения я грамматику должен и воспринимать интуитивно.

Не всем так везет...

Она еще и тренировала меня писать интуитивно. Занятий пять наверно всего было. Больше не потребовалось.

Ты меня искушаешь грехом черной зависти...

Да правила грамматики все-равно учить пришлось к экзамену.

А я сам освоил интуитивную грамматику. Правда, уже к концу школы. Просто вспоминал, как было написано подобное в прочитанном. Научить было некому... Дед уже умер к тому времени, а он что-то об этом говорил. Зато нам в школе с физикой и математикой повезло. Но я вроде об этом уже писал.

  • 1
?

Log in