?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
p_balaev

Троцкизм. Отрывки из глав. Глава 1. "Мы все учились понемногу..." (еще до редактирования)

Советской власти не откуда было брать другую школу и других преподавателей, приходилось решать срочную проблему преодоления неграмотности в стране, где почти 80% населения не умело читать и писать. Взяли, что было и сделали это массовым, насколько позволяли финансы. Обязательное семилетнее образование, доступное для широких слоев за небольшую плату – среднее. И система профессионально-технического образования, вечерние школы для работающих. Стране на первых порах нужен был массовый, хотя бы элементарно грамотный рабочий.
Но уже в начале 30-х годов школа перестала удовлетворять потребностям народного хозяйства. И дело не в охвате детей средним образованием, дело было в принципиальном несоответствии старой школы потребностям коммунистического государства. Старая школа могла дать только массового грамотного рабочего и инженера, как представителя элиты рабочего класса. А Советскому государству требовался массовый инженер, требовался рабочий уровня инженера.
Нельзя сказать, что советское политическое и государственное руководство эта проблема застала врасплох. Руководство все-таки было марксистским, оно прекрасно знало, что старая система школьного обучения для целей строительства коммунизма категорически не подходит, поэтому вопросы создания новой школы стали решаться еще в 20-х годах…
Знаете, что меня больше всего забавляет, когда я читаю и слышу вопли недовольных нынешней, российской, школой? Нет, я нынешнюю школу не хвалю, не подумайте. Мне всего лишь интересно, что в головах тех людей, которые, ругая нынешнее школьное образование, хотят вернуться к советскому, к тому, которое было в стране до 90-х годов? Это называется: как прийти туда, откуда не уходил.
Я дальше буду писать такое, за что меня уже не раз обвиняли в очернительстве советской действительности. Естественно, что растущие на фоне нынешнего экономического кризиса ностальгические настроения по СССР, популярности, мне как писателю, это не добавляет. Но без «очернительства» невозможно совершенно ничего объяснить и понять в процессах, приведших к реставрации у нас капитализма.
Да и какое, к лешему, у меня очернительство, если говорить о советской школе?!
Помните такой фильм «Приезжая» 1977 года, с Жанной Прохоренко и Александром Михайловым в главных ролях? Если забыли или не видели по молодости – посмотрите обязательно. В 1977 году на большой экран еще не выпускали кинофильмы, очерняющие советскую действительность. И обязательно перед просмотром «Приезжей» вспомните или тоже посмотрите недавний документальный фильм «Последний звонок», совместный творческий продукт К.Семина и Е.Спицына. Про то, как это плохо – закрытие школ в малых селах.
В «Приезжей» наглядно показано, насколько нужны были эти школы в деревнях. Там весь учительский состав – директор и завуч, супружеская пара, которая вела занятия по всем подряд предметам. К ним добавилась географичка в образе Жанны Прохоренко. По сценарию супруги-учителя настолько увлеклись личным подсобным хозяйством, что забыли о своем высоком учительском звании и стали приобщать к ведению своего хозяйства учеников подведомственной им школы. Создатели фильма, сами того не подозревая, показали в натуральном виде, как выглядела массовая советская сельская школа. Смотрите и ностальгируйте во всю свою ностальгию.
А очернительство городской общеобразовательной школы хотите? Даже московской! Еще один культовый фильм «Доживем до понедельника». Там показана советская школа в столице нашей Родины. С ее учителями. Завуч – ярко выраженная психопатка. Одинокая, почти бальзаковского возраста женщина, страдающая нервными срывами и комплексами на почве половой неудовлетворенности.
Главный герой, положительный со всех сторон по сценарию персонаж, терроризирующий несчастного пацана, которому потом из жалости поставил по своему предмету «тройку», и его мать рекомендациями развивать память. Великий педагог не заметил, что мальчишка пришел в школу с задержкой умственного развития.
И выпускной класс этой школы, коллективный герой фильма – показательная картина. По всем предметам успевает на «отлично» только один парень и тот показан личностью, развивающейся в беспринципную сволочь.
Мне в жизни повезло не попасть в такую школу, как в «Приезжей». Моя родная восьмилетка в селе Ленинском Хорольского района Приморского края по уровню была неизмеримо выше.
Первая моя учительница – Анна Павловна, о которой у меня остались вполне добрые воспоминания. Хорошая женщина. И дети ее не раздражали, она на нас не срывалась. Меня она едва не угробила.
Я пошел в первый класс очень мотивированным на то, чтобы быть лучшим. Сказалось , что у деда был любимым внуком и он мне внушил, что я должен быть лучше всех во всем, потому что я такой замечательный внук.
Только у меня сразу в школе начались тяжелые проблемы. Я – левша. Уроки чистописания. Мы писали простым пером, которое макали в чернильницу. Даже ребенку-правше учиться писать такой ручкой совсем не просто. Левше писать ею сразу правой рукой – невозможно. Уродливые каракули и вся тетрадь в кляксах. За то, что писал в классе – одни двойки. За домашние работы по чистописанию – одни «пятерки». Потому что дома я писал левой рукой. Учительница это поняла и сказала моей матери, чтобы она запрещала мне писать дома левой рукой. Пошли двойки и за домашние задания. Дед заметил, что у меня постоянно понурый вид. Расспросил, и, матеря учительницу, дал мне чистую тетрадь и карандаш. По его совету я стал в тетради, держа карандаш в правой руке, выводить окружности, стараясь их вырисовывать максимально ровными. Несколько дней – и у меня в тетради по чистописанию не было ни одной кляксы и никаких других оценок, кроме пятерок. Мой дедушка тоже был левшой, его таким образом научил писать правой рукой армейский комиссар, бывший матрос, который обучал грамоте красноармейцев (мой дед в армию пошел неграмотным).
Сегодня педагогическая наука пришла к тому, что левшу не нужно переучитывать. Пусть пишет левой, иначе травмируется его психика. Я думаю, что мы еще доживем до того времени, когда педагогическая наука дойдет до мысли, что и писать левши должны не слева направо, а наоборот. А правши пусть тренируются читать то, что написали левши задом наперед. Потому что левше писать слева направо очень неудобно.
Поразительное днище – эта педагогическая наука. Антон Семенович Макаренко писал, что она бесполезна. Да не просто бесполезна! Она прямо вредна в ее нынешнем состоянии. Пример с левшами показателен. Любой левша в жизни – не однорукий человек, он не только левой, но и правой рукой выполняет массу очень тонких манипуляций, просто чаще пользуется левой, поэтому мускулатура левой руки более развита и удобней ею чаще пользоваться. Но ведь все в нашем мире приспособлено для праворукого большинства. Может проще с помощью простейших тренировок научить ребенка держать авторучку и ложку в правой руке, чем на всю жизнь оставлять человеку состояние дискомфорта?
Давайте уже, чтобы психика совершенно не травмировалась, ампутировать левшам правые руки, а правшам – левые?!


Buy for 100 tokens
***
...

  • 1
Лучше сразу повальную лоботомию, чтобы думали меньше...

НЕОТКУДА было брать (пишется вместе)

Не "вместе", а "слитно". Это огрехи спешки.

«Любой левша в жизни – не однорукий человек, он не только правой, но и левой рукой выполняет массу очень тонких манипуляций, просто чаще пользуется правой, поэтому мускулатура правой руки более развита и удобней ею чаще пользоваться.»

Надо полагать «чаще пользуется левой»?

«... ругая нынешнее школьное образование, хотят вернуться к советскому, к тому, которое было в стране до 90-х годов? Это называется: как прийти туда, откуда не уходил.»

Сами додумались или время от времени почитываете то же, что и я? Т.е. «Мысли директора сельской школы?»
Недели две назад он хлопнул журналом по столу (зачеркнуто) предельно сдерживаясь ответил тем, кто ругает ФГОСы: «действующий стандарт написан на основе лучших советских педагогических практик и теорий».

Сам додумался). Точнее, особо додумываться здесь не о чем. И так всё видно. В поисковике набрал "Мысли директора сельской школы" - https://zen.yandex.ru/school Это оно?

Оно. Листайте ниже "Вернуть советское образование? Это невозможно."

Прочел. " Советская система работала в Советском Союзе, была им создана и под него построена. Нет Советского Союза. Нет тех детей, нет тех идей (не педагогических), нет даже того мира, в котором эта система была лучшей".
Увы, но сами учителя даже не знают историю школьного образования в СССР, то, что классическую школу решением 19-го съезда КПСС планировалось заменить на политехническую.

Да. Иной раз даже не поймешь, действительно не знают или не хотят знать.
Вообще у многих людей в голове существуют сразу две реальности, которые в принципе не могут существовать вместе в одном мире.
Но я его блог читаю в познавательных целях. Интересуют факты из жизни современной школы из уст преподавателя, а не их интерпретация.

Есть еще один уморительный момент. Многие савецкие патриоты считают, что советское образование погубило исключение из программы школы предмета - логика. Я им советую прочесть учебник "Логика" 1949 года, по которому предмет преподавали. Для излечения от иллюзий.

Верю. Лет пять назад скачивала «Логику» из советских времен, год издания не помню. Кроме того, у нас в школе в 80-х элементы этого предмета были. Пусть сторонники изучения этого детьми плюются, но ничего кроме отвращения к учебе привить этим невозможно. А главное, что невозможно научить детей логически мыслить. Только заучивать то, что забудется завтра же. Мисс Марпл внушит гораздо больше здравого смысла для жизни))).

  • 1