?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
p_balaev

Троцкизм. Отрывки из глав. Глава 1. "Мы все учились понемногу..." (еще до редактирования)

Большевики, идя к власти, отлично понимали, что школа в ее старом, классическом виде, социалистическому государству абсолютно не подходит. В 1919 году была принята программа ВКП (б), которая четко определила планы в области народного просвещения: «Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет… Полное осуществление принципов единой трудовой школы с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола, безусловно светской, т. е. свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общественно-производительным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества».
Систему школьного образование ждало не реформирование, и не то, что приписали в заслугу Советской власти позднее, уже после отказа от сталинизма, как части марксизма – сделать общедоступной школу по типу старых гимназий. Школа должна была подвергнуться революционным изменениям.
Но был в программе ВКП (б) еще один пункт: «Подготовление новых кадров работников просвещения, проникнутых идеями коммунизма».
А кто должен был готовить новые кадры? Да те же старые специалисты в области образования, доставшиеся новой власти по наследству. Такие же старые специалисты готовили в технических ВУЗах новую советскую техническую интеллигенцию. Саботируя и вредя, готовили. И даже не саботируя, но так, как привыкли – прививая советскому инженеру качества буржуазного специалиста, да еще именно того специалиста, который был при царизме. Барин на производстве. И.В.Сталин в одном из интервью 30- х годов отмечал разницу между советским инженером и северо-американским, американского инженера на заводе по внешнему виду невозможно отличить от рабочего, а советский чуть не во фраке между станками прогуливается.
Ломали и заставляли. Со скрипом и визгами, но решали задачу. Но там, где преобразования серьезней и глубже, там и сопротивление старого ожесточенней и упорнее. В сфере школьного образования на это сопротивление и наткнулись.
Еще в 1920 году Надежда Константиновна Крупская в статьях «Политехническая школа» и «Тезисы о политехнической школе» обрисовала внятные принципы, по которым должно было перестраиваться обучение детей. Статьи были программными. Авторства члена Государственной комиссии по народному просвещению. Положения этих статей должны были быть руководством к действию чиновников от образования.
Действовать начали. Так, что лучше бы не начинали. К извращению идеи политехнической школы подходили творчески, т.е. с особым цинизмом. Описать то, что старые педагогические кадры в союзе с левацкими элементами творили в те годы в школьном образовании – нужна объемная монография. Я здесь приведу только один пример – лабораторно-бригадный метод, внедрявшийся в 20-е годы. Если господам коммунистам не нравятся традиционные уроки с учителем в классе, они хотят прививать детям коллективизм и трудовые навыки, то получите – даже отметки ставились всей «бригаде», если правильно ответит хоть один ее член. Понадобилось даже отдельное Постановление Совнаркома, чтобы прекратить это безобразие.
Извращали всё. Соединить школу с производством? Пожалуйста – школьная мастерская. И плевать, что Крупская криком кричит, что это превращение школы в монастырь, что производство дети должны изучать на производстве.
10 августа 1930 года созывается съезд работников просвещения, специально посвященный политехническому обучению. С докладом на нем выступает Н.К.Крупская, ставит задачу с началом нового учебного года начать проводить мероприятия по переходу к политехнизму. Всё по барабану.
Крупская хочет разработанных методик по развитию у школьников младших классов воображения и абстрактного мышления? Мало ли чего она хочет, перебьется.
Крупская желает, чтобы учебники для школьников были интересными по содержанию и такими понятными, чтобы дети могли их читать без помощи учителя? Много она желает! Учебники выходят еще более нудными и запутанными.
Сталин, к слову, таким же хотел видеть учебник политэкономии. Целые дискуссии собирал с профессурой. Бесполезно.
Ситуация со школьным образованием была почти смешной. Власть хотела преобразовать школу в политехническую, начали попытки внедрения элементов политехнизма, но школа все больше и больше становилась похожа на старую классическую, гимназическую. Стало понятно, что просто эту проблему не решить, да и времени, средств, кадров не хватало.
Но и оставлять просто так всё было нельзя, промышленность и армия требовали совершенно не той молодежи, которую могла дать гимназия, хоть она теперь и называлась общеобразовательной школой.
И детей из школы, из рук училок, начали забирать. Для подготовки кадров промышленности были созданы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в которые набирались дети после окончания семилетки.
Для подготовки будущих командирских кадров, курсантов высших военных учебных заведений, приказом наркома Обороны К.Е.Ворошилова создавались специальные военные школы (артиллерийские, морские, авиационные), в них тоже шли ребята после седьмого класса. Одних артиллерийских школ в стране было открыто – 17.
Тем, кто шел после седьмого класса продолжать обучение в ФЗУ и военные школы- бесплатные форма, питание и стипендия. А для оставшихся в средней образовательной школе заканчивать десятилетку – плата за обучение.
Я не могу отделаться от мысли, что правительство СССР объявило таким образом войну средней общеобразовательной школе.



Buy for 100 tokens
***
...

  • 1
Очень трудно перестроиться. Я себя до сих пор ломаю, чтобы представить образ политехнической школы, не как набор тезисов, а именно как живой, уже существующий организм. Вчера с товарищем-одногруппником общались на эту тему. Оба понимаем, что существующая школа для ребёнка, особенно младших классов - удавка, уничтожающая любую индивидуальность, любую любознательность, свойственную возрасту. Школа для меня была заведением из которого хотелось вырваться к своим книгам, причём не только к беллетристике. В Союзе очень неплохой был научпоп, а учитывая бабушку - директора библиотеки, проблем с доступом к литературе у меня не было. Кстати, как считаете, коллеги, вот например книга Жюля Верна "Таинственный остров" подходит, как затравка для начального политехобразования? Я в детстве когда читал её был вообще поражён, как на диком острове обладающий универсальными знаниями инженер преобразовывал окружающий мир. Вот разбери эту книгу с детьми начальной школы и возможно каждый ребёнок найдёт своё приложение знаний, по интересам. А главное в ней есть взаимосвязи научных дисциплин с практической деятельностью на доступном ребёнку уровне. Это я так, практически навскидку пример привёл.

Вообще логично. В разработке софта такое частое встречается: иногда проще начать с чистого листа, чем переделывать что-то безнадежно запутанное и ущербное. А legacy в сторонке, как-то поддерживается и потихоньку выводится из эксплуатации.

Edited at 2019-03-12 06:52 pm (UTC)

Только вот вывести не успели

Я как-то уже упоминал "Последнее лето детства" А. Рыбакова. Там в сюжете есть линия прохождения главными героями - будущими выпускниками средней школы - практики на текстильной фабрике. Они там участвуют в контроле производственных процессов, контроле отпуска/отгрузки продукции и т.п.
Видимо, это как раз и есть отголоски того политехнизма в образовании, дошедшие до нас через художественную литературу.
Как и, кстати, весьма характерное описание жизни пионерского отряда в "Кортике" и "Бронзовой птице".

Это не отголоски. Это подмена политехнизма профессиональным обучением. С самого начала пытались политехнизм этим подменить.

1) 10 августа 1930 года созывается съезд работников просвещения, специально посвященный политехническому обучению. С докладом на нем выступает Н.К.Крупская, ставит задачу с началом нового учебного года начать проводить мероприятия по переходу к политехнизму.
- Всё по барабану. -

2) Крупская хочет разработанных методик по развитию у школьников младших классов воображения и абстрактного мышления?
- Мало ли чего она хочет, перебьется. -

3) Крупская желает, чтобы учебники для школьников были интересными по содержанию и такими понятными, чтобы дети могли их читать без помощи учителя?
- Много она желает! Учебники выходят еще более нудными и запутанными. -

4) Сталин, к слову, таким же хотел видеть учебник политэкономии. Целые дискуссии собирал с профессурой.
- Бесполезно. -

Возмущенный читатель спросит: а почему всех не перестреляли?.. А Сталин-то, Сталин куда смотрел!?...

Да кое-кому все-таки досталось. Педологию разогнали к чертям собачьим.

  • 1