?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
p_balaev

Реформы Косыгина-Либермана. ч. 2

   … Давайте пока от экономики отвлечемся на кино, на самое важнейшее из искусств. Я советское кино очень люблю. Особенно периода с середины 50-х до начала 80-х. В кино пришла система Станиславского. Режиссерская работа и работа актеров – выше всяких похвал. Смотреть только на актерскую работу – уже само по себе наслаждение. Конечно, кино сталинского времени – кино хорошее. Но оно еще переживало традиции немого кино, поэтому по сравнению с более поздним смотрится не как система Станиславского, а как система гротеска и клоунады. Я его не ругаю, просто такая эпоха была в кинематографии. Именно поэтому фильм «Чапаев» вызвал вал анекдотов про Василия Ивановича, эти анекдоты – восприятие фильма, снятого на заре звукового кино, зрителем, привыкшим к более позднему кинематографу. Специально посмотрите немые фильмы 20-х, начала 30- х годов, вы поймете, как звуковое кино изживало из себя изобразительные приемы немого.
    А сегодня кино у нас такое, что впору убирать звук и давать титры. О самих сценариях я даже не заикаюсь.
      Нынешнему поколению, чтобы иметь представление о том СССР, в котором я успел пожить, полезно смотреть советские фильмы времен Хрущева и Брежнева. Только смотреть нужно вдумчиво, внимательно. Много чего узнаете о «золотом времени» СССР. Причем, в этих фильмах еще не было очернительства, наоборот, в них еще показывалось, как партия о народе заботится. Но после внимательного просмотра вы господам совкодрочерам очень много вопросов зададите. Например, один из культовых фильмов того времени «Приезжая». Фильм про то, что разведенных училок с детьми тоже замуж можно брать. Из него вы еще узнаете, что сельские школьники из соседней с Москвой областью, Калининской, ни один в Москве не был. Это про то, как советские люди на зарплату катались по всей стране на самолетах. И школу сельскую в «Приезжей» показали. От такого самого лучшего в мире образования становится даже жутковато.
     А про экономику есть великолепнейший фильм по одноименной повести Виля Липатова «И это всё о нем». Как там играют актеры! А Евгений Леонов в главной роли – МАСТЕР! Еще нужно знать биографию автора повести, В.В.Липатова. В последние годы он был секретарем правления СП СССР, и долгие годы специальным корреспондентом «Правды», это не только писатель, но и чиновник. Его повести – это идеологический заказ ЦК. Недаром, «И это всё о нем» входила в школьную программу в перечне рекомендованных для обязательного чтения, мы сочинения по ней писали. Как моя учительница литературы ее любила, как она доставала нас Женькой Столетовым и как мы втихаря ржали над этим!
    Прочесть повесть вряд ли у вас хватит терпения. Я, например, даже в школе не смог ее прочесть, хотя осилил романы Достоевского. Ну как такое можно читать: «У девятнадцатилетнего Евгения Столетова на школьной фотографии ноздри были гордо и в то же время незащищенно раздуты»?  
    Фильм – совершенно другого качества. «Деревенский детектив» с Анискиным – тоже по повести Липатова. Повесть тоже нечитаемая, но фильм – великолепный.
         Сюжет повести и фильма… Автор, Виль Липатов, был историком по образованию, поэтому сюжет… Вкратце перескажу.
      В одном леспромхозе работала интересная бригада лесозаготовителей с интересным бригадиром во главе. Бригадир, Гасилов, придумал систему, при которой можно меньше работать, а получать больше. Эта система позволяла занижать плановые задания и увеличивать расценки за счет того, что в нарядах показывались увеличенные расстояния трелёвки срубленных хлыстов, завышались данные о тонкостое на участках и т.п..  И Гасилов так работал годами.  Один из героев фильма, бывший уголовник Заварзин, даже рассказал инспектору уголовного розыска Прохорову (актер Леонов), что после отсидки в лагере он «завязал» потому, что попал в бригаду Гасилова. Работать бывшему зэка очень не хотелось, но оказалось, что у Гасилова не надорвешься. Работа – не бей лежащего, план малюсенький, а на выходе – 350 рэ в месяц. Мечта, а не работа.
     Нет, вы меня не спрашивайте, как мог годами Гасилов так нагло дурить государство. Во всех управлениях сидели одни кретины, которые не задавались вопросом: почему у всех бригад лес, как лес, а у Гасилова одни хворостинки?  Это же историк по образованию сочинял. Там по системе Гасилова вопросов много.
   Но смысл в том, что химичил один Гасилов, а деньги неплохие получала вся бригада. Т.е., все в шоколаде, а если что – ответит один бригадир.
   И было всё у всех там хорошо, пока в бригаду не пришел молодой комсомолец Женька Столетов. Корчагин 70-х. Там есть даже эпизод с одним молодым трактористом – точно спёрт из «Как закалялась сталь».
   Столетов допёр, что бригада получает от государства незаработанное. А это, типа, разлагает коллектив. И не по комсомольски это. Организовал комсомольцев бригады на забастовку наоборот. Они решили работать так, чтобы всё начальство узнало о приписках Гасилова, т.е. каждый день в два-три раза перевыполнять план, который, благодаря системе бригадира Гасилова, им занижался.
   Категорически не хотели комсомольцы разлагаться, работая мало, а получая много. Они хотели всё наоборот. Чтобы без мещанства. Повесть и фильм именно против мещанства  были направлены. Об этом в них прямым текстом сказано.
   Есть там даже такой момент, инспектор Прохоров-Леонов в глаза руководству Гасилова говорит: как вы могли не заметить махинаций бригадира? Вы же видели, что он работает так, что у него есть время на своем приусадебном участке копаться и ночами в телескоп звезды разглядывать (хобби Гасилова)?
    Ну, вы поняли, что так не должно быть при социализме? Должно быть – после работы не до звезд в телескопе. Иначе – мещанство.
     Конфликт между  Гасиловым и Столетовым, влюбленным в дочь бригадира, привел к тому, что бригадир решил не выдавать замуж свою дочь за этого «Корчагина». Какому отцу хочется, чтобы его дочь вышла замуж за идейного придурка, с которым всю жизнь придется горевать в дырявом шалаше? Узнал об этом Столетов в поезде, на котором возвращался с лесосеки в поселок лесорубов, в запале спрыгнул на ходу и свернул свою комсомольскую шею. Это происшествие из города приехал расследовать инспектор Прохоров-Леонов, вокруг расследования сюжет и закручен.
     Заканчивается фильм тем, что все жители поселка любят погибшего комсомольца Столетова и презирают мещанина Гасилова. Да-да, все были рады, что теперь пахать много, а зарабатывать – сколько положено. Чтобы на мещанские хобби не хватало. Ночью вообще-то спать без задних ног после работы нужно, а не на звезды любоваться.
  Гасиловщина! Гасиловщина! – наша учительница литературы чуть не головой о классную доску билась в припадке идеологического безумия, когда пыталась нам донести этот идеологический бред.
    Пропаганда тех лет даже пыталась «гасиловщину» сделать объектом комсомольской всесоюзной ненависти. Ни хрена не получилось…

Buy for 100 tokens
***
...

Леонид Марков Гасилова играл как сейчас помню-самый харизматичный в этом фильме.

Да-да. И играл с таким видом, как будто показывал - что за хрень мы снимаем?

А ещё один подобный фильм "Премия". Где бригада отказывается от премии. Кажется снят чуток раньше. И тоже Леонов играет.

Я и о нем дальше упомяну.

Спасибо за наводку. Я большую часть этих шедевров "соцреализма" уже не застал на экране.

Там 6 серий, кажется, но посмотреть стоит.

Да, было дело: мы летом работали в колхозном саду на яблоках, чтобы к школе себе прикупить форму, пальтишко какое-нибудь, чтобы родителям помочь. И яблок на зиму навозить - в школу с собой брать зимой квашеные...
Норма была сначала 8 ящиков в день. Мы молодые, хочется перевыполнить норму, подзаработать побольше денег, и мы перевыполняли ному в три раза. На следующий месяц у нас уже была норма 12 ящиков. И пожилые женщины нас ненавидели, потому что для них это было уже тяжело собрать, а перевыполнить и вообще невозможно.
Так нам отбивали охоту работать честно и добросовестно. Мы стали работать так: до обеда сделаем две нормы, а после обеда просто валялись под деревьями, гуляли по саду и ждали автобус, чтобы ехать домой. А иногда и просто сбегали из сада раньше времени и шли домой пешком.
Одним словом, нормально заработать нам не дали.

Согласитесь, что в реальности как раз Гасилова люди уважали бы, а комсомольца Столетова где-нибудь тихонько за околицей прикопали бы.

"Столетов допёр, что бригада получает от государства незаработанное. А это, типа, разлагает коллектив. "

Оно вроде и против денег не попрёшь, но и воровать нехорошо. Но в подобных мероприятиях не более ли высокое начальство виновато? Либо заинтересовано прямо, либо косвенно. Либо в доле, либо получают свою з/п в теплом кабинете, наплевав на работу, позволяя воровать.

"Пропаганда тех лет даже пыталась «гасиловщину» сделать объектом комсомольской всесоюзной ненависти. Ни хрена не получилось…"
На одних лозунгах не выпрешь. А тут ещё и шею свернул организатор ненависти. ))
Застал ещё "Стране нужен металлолом и макулатура! Пионеры устроим соревнование, кто больше." И потом и металл и макулатура валялись на улице. Хоть в степь бы вывезли, но чтоб собирающие не видели как на них наплевали.

молодец конечно
цель была маразматировать экономику - херачить трилиарды тон метала, леса, пшеницы, угля и так далее - а куда оно идёт - "а похеру" - наше дело маленькое - там "жираф большой ему видней"....
но всё шире
конечно они могли выезжать на одних лозунга, но задачи такой не стояло

Знавал я гасиловых. К концу 70-ых они были озадачены одним вопросом "когда же этот Лёнька помрет", на что я им говорил "погодите ужо, Лёнька помрет - еще заплачете".

В Союзе билеты на самолет были дефицитом?


На большинство направлений - да.
Например на "Владивосток - Ленинград" в 70-е без блата купить было почти нереально. А не купишь на самолет - 8 дней на поезде.

А вот "Москва-Уфа" в 80-х всегда в продаже были.

Edited at 2019-09-06 06:54 am (UTC)

Можно еще припомнить и стройотряды.
Правда, были "ближние", где подобная комсомольская активность поощрялась - выполнять много копеечной работы с энтузиазмом.
А были и "дальние", но они от шабашек только антуражем и отличались, например, наличием комиссара.

А если мастер в стройотряде в нарядах ни в зуб ногой, то отряд еще мог и с долгами остаться.

> «И это всё о нем»... Я, например, даже в школе не смог ее прочесть

- дело вкуса. Лично мне повесть очень понравилась, хотя была в списке внеклассного, и уроков по ней никаких не было. Так что из трех тем сочинения выбрал именно ее. Причем самое запомнившееся уже тогда - разбор экономических хитросплетений.
И уже тогда "гасиловщину" я сам видел как реставрацию капитализма.

А фильм - мне - как раз не очень, разве что Марков - это да !

Кинематограф той поры, выполнял сугубо утилитарную задачу - сгладить противоречия между городом и деревней, причесать образ "понаехавших" в результате форсированной индустриализации и вызвать у горожан к ним сочувствие.
Никакого коварного умысла я там не вижу, только отражение неизбежной для послереволюционного СССР классовой борьбы.
Примерно в том же ключе сейчас снимают на западе фильмы про различных мигрантов и расовые меньшинства.

Классовая борьба кого с кем, уточните пжлст. Городских с деревенскими?

Очень интересно ваше мнение об этом фильме: "приключения кроша" 1961 года https://youtu.be/STzBI4Iz7gU наверняка смотрели...

Конечно, смотрел. И книги читал. Автор - Рыбаков. Будет время - напишу.

(Всегда надо помнить, что Липатов жестоко пил, как и многие другие писатели.)

Где-то с конца 60-х годов в произведениях советских писателей появляется общая идейная составляющая - надо бы "хозяина" над рабочими и крестьянами, а то пропаганда уже не действует. Сейчас трудно сказать, был ли это официальный заказ.

Снять бы Гасилова или заставить уйти самому - делов-то. Но, видимо, метастазы уже дошли до мозга - только смерть, что и произошло.

"Где-то с конца 60-х годов в произведениях советских писателей появляется общая идейная составляющая - надо бы "хозяина" ..."
Просто проявление старорежимных пережитков и патриархального семейного воспитания у этих новоиспеченных писателей.
Снаружи они были "советскими", а внутри все те же.

Собрать такой актерский состав это не просто так.. Это нуднейший сериал с такими паузами и бессмысленными сценами, что можно наверное и в 2 серии уложиться, в 3 точно. Его сняли чтоб максимально долго заливать.
Песня вначале фильма - взвейтесь и развейтесь, а слово Россия аж слух режет.
Парторг аккуратненько обгаживает комсомол 20-х годов.
Странный изобретатель говорящий о каком то очеловечивании машины, и не видя элементарно что кабина маленькая и торчат железные углы.

И в итоге посыл, вы боритесь как Столетов. Но он правда дурачок безграмотный, и помер в конце по глупости. Но зато растакой честный. Ну и милиция у нас, и партия ещё огого.
Странно что не догадался Леонов, предложить Гасилову ответственность по УК, нет говорит статей на вас. Статья 148.3. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.Причинение имущественного ущерба собственнику путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, или Статья 172. Халатность. Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, причинившее существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.

Ане школа понравилась в фильме. Год выпуска кино 1977. А в школе от ворот одни столбы остались. И козырек обваливающийся. как с такими борцами допустили, что не построить, а содержать уже не могли. И крыльцо опорного пункта. Стёртое посетителями и работниками. Тоже построено при видимо жестоком режиме, как и школа.

А на дома жителей поселка обратили внимание? Все, кроме дома Гасилова, явно построены еще в 50-е года. И не государством.

"Пропаганда тех лет даже пыталась «гасиловщину» сделать объектом комсомольской всесоюзной ненависти."

А пыталась ли? Именно в те годы начали выставлять "идейных" коммунистов придурками с шашкой или маузером, неуместных в современном обществе.

И это как раз у пропаганды получилось отлично.

А они всё это делали одновременно.

"Мы, нижеподписавшиеся" тоже по пьесе Гельмана. Интересно мнение.