Парень Дима, когда я пришел во Владивостокскую таможню, был инспектором отдела административных расследований. Примерно через полгода после моего появления, отдел кадров проводил проверку соблюдения законодательства в плане соответствия сотрудников квалификационным требованиям и выявил, что у Шевелева нет юридического образования. Встал вопрос о его увольнении. У меня уже был начальником отдела административных расследований Александр Валерьевич Деревнин. Приходит он ко мне с вопросом о Шевелеве:
-Григорьич, это вообще… Парень третий год работает и только теперь очнулись.
-Он же, по-моему, у тебя нормально работает.
-Не без странностей, но тянет. Особо сложные дела ему не поручаю, но вполне средний сотрудник. Да не по человечески это как-то – увольнять его.
-Ладно. Понял.
С криком и руганью, под личную ответственность я Шевелева отстоял. Но парень, действительно, был со странностью. Некоторые литр водки выпьют и ведут себя адекватно окружающей обстановке, а другим понюхать пробку хватает…
Говорят, на рабочем месте выпивать нельзя. Да, в рабочее время и без повода – нельзя, а вне работы и по поводу – почему нет? Есть же праздники, например. Люди в коллективе должны не только во время работы общаться, но и… Что плохого в корпоративах? Рестораны – дорого, не у всех на это деньги есть, дешевле дома приготовить салатики и после работы в кабинете накрыть стол, выпить по несколько рюмок и пообщаться в неформальной обстановке. Если столы после этого не заблеваны, стекла не выбиты и никто в состоянии опьянения не бегал по кабинету с ножом – ничего плохого.
А вот парня Дмитрия Шевелева всё тянуло после пары рюмок на какие-то странные выходки, его начальнику Саше Деревнину приходилось постоянно пресекать потуги подчиненного совершить какой-нибудь нестандартный поступок. Но ладно, если это было в отделе – связали ремнем руки, на такси отвезли домой и сдали жене под расписку. Так ведь была опасность, что он может в свободное от работы время на территории города Владивостока накушаться без присмотра бдительных товарищей… Потом разгребай всё это.
Тут как раз приходит письмо из ДВОТ с указанием поделиться кадрами с целью укрепления кадров ДВОТ, нужен был человек в отдел организации административных расследований оперативной таможни. Сидим с Деревниным думу думаем, как бы никого ДВОТу не дать, всех жалко отдавать. И особо никто не хочет уходить туда. Отдел организации административных расследований – это почти отсутствие живой работы, проведение проверок и контроль, бумагомарание.
И тут Деревнина осеняет мысль:
-А давай им Диму Шевелева отдадим? Ну его на фиг! Еще залетит куда-нибудь с его умением напиваться.
Вызываем Диму:
-Хочешь в ДВОТ, в отдел организации административных расследований?
-Хочу!
-Правильно, Дима! Нужно расти, не топтаться на месте!
Сбагрили проблемного сотрудника. И скоро нас сначала начальник отдела организации таможенных расследований ДВОТ, а потом и заместитель начальника по организации дознания и расследований стали даже благодарить, почти при каждой встрече говорить мне и Деревнину:
-Спасибо за товарища Шевелева! Вы нам, наверно, самого лучшего своего сотрудника отдали. До чего ж он грамотный товарищ!
Мы с Валерьичем старались смеяться, только отойдя в сторонку.
А Дима изменился. Есть поговорка «из грязи в князи». Князь! Все бывшие коллеги Шевелева из Владивостокской таможни ухахатывались. До ухода в ДВОТ Шевелев говорил фальцетом, там у него прорезался бас. Да не просто прорезался, он только басом теперь и говорил. Такой важный стал – грудь вперед, попа назад, шаг размеренный. С проверками по таможням региона ездит, учит народ правильно дела расследовать. Птица большого полета.
Досмеялись. Прошло пару лет, ко мне заходит дознаватель Юра Стрельников, улыбается, как будто кино с Чаплиным только что посмотрел, кладет мне на стол копию кадрового приказа ДВОТ.
Читаю: Дмитрий Борисович Шевелев назначен начальником отдела организации дознания ДВОТ.
Для тех, кто не совсем в теме: административные расследования, которыми Шевелев занимался, это несколько в стороне, почти перпендикулярно дознанию, уголовному производству. Т.е., вопросами организация дознания в регионе стал заниматься человек, который не то, что уголовной практики не имел… ну вообще у него ее не было.
Зато очень умный!
Я писал про проверку ДВОТ у меня сразу после проверки УТРД в первых частях. Возглавлял ее Шевелев. Это он принес мне справку разгромную. Еще со словами:
-Петр Григорьевич, здесь вы и ваши дознаватели допустили такой косяк! Хорошо, что мы увидели, а не прокурор, отделаетесь выговорами.
Читаю справку. Здесь же звоню транспортному прокурору, включаю громкую связь:
-Сергей Иванович, добрый день! Прошу прощения за беспокойство, но я сдаюсь. Вы меня, наверно, теперь в тюрьму посадите.
-Что случилось?
-Да я послал оперативную группу с дознавателем на судно, стоявшее на рейде. Они там обнаружили гашиш у моряка, составили рапорт об обнаружении признаков преступления и протокол осмотра места происшествия. Потом приехали в таможню и зарегистрировали рапорт в КУСП. Вот такие вот дела.
-Что-то я не понял – в чем прикол?
-По времени протокол осмотра составлен раньше, чем зарегистрирован рапорт.
-Это понятно. Как бы ты его раньше зарегистрировал, если КУСП у тебя в таможне, штамп регистрации в таможне, а группа работал на судне на рейде?
-Нельзя проводить процессуальные действия до регистрации сообщения о преступлении.
-Где это написано? Протокол осмотра места происшествия можно составлять до возбуждения уголовного дела, в УПК про рапорт ничего не написано. Твой дознаватель правильно сделал, что немедленно следы преступления зафиксировал и предпринял меры по сохранению улик и вещдоков.
-Мне говорят, что нужно было по телефону надиктовать оперативному рапорт, чтобы он его зарегистрировал. Правда, связи там не было…
-А регистрационный штамп на рапорт тоже по телефону передать? А кто говорит?
-Дмитрий Борисович Шевелев.
-Балаев, ты чего мне мозги паришь?! Этот ваш двотовский Шевелев – долбоёб! Понимаешь – долбоёб! (я прошу прощения за оригинальную лексику) Выучил три статьи УПК и считает себя выдающимся юристом. Так и передай ему – долбоёб. Ему нельзя доверить даже уголовное дело подшить. А он вообще живое уголовное дело когда-нибудь видел? Не отвлекай меня всякой ерундой.
Связь оборвалась. Я повернулся к Шевелеву:
-Дмитрий Борисович, слышал? Мое мнение о тебе абсолютно совпадает с мнением прокурора. Иди отсюда, гаденыш, со своей справкой.
А выговора мне и дознавателю влепили за эту регистрацию, вы не думайте…
карточка Сбербанка 4276 0140 7841 4927
Яндекс-кошелек https://money.yandex.ru/to/410017582228808
Journal information