p_balaev (p_balaev) wrote,
p_balaev
p_balaev

Подготовка к приватизации на примере фильма "Приключения Кроша"

       Один из читателей попросил меня написать о фильме 1961-го года «Приключения Кроша». Как я понимаю, его заинтересовал в этом фильме вопрос производственной практики школьников в разрезе политехнического обучения.



        Я думаю, не случайна и дата выхода фильма и книги, по которой он был снят. Обязательно нужно знать, что из себя представлял автор книги и сценария к фильму – Анатолий Рыбаков. Он же является автором знаменитого романа «Дети Арбата», почти автобиографического. В 1933 году молодой троцкист Рыбаков получил 5 лет ссылки  по приговору Особого совещания ОГПУ. Наука пошла впрок, в отличие от других троцкистов, таких, как Шаламов,  Рыбаков после отсидки вел себя тихо, свое нутро не демонстрировал. В конце 40-х годов стал заниматься писательской деятельностью, писал вполне хорошие книги. Уже  во время Перестройки из него полезло троцкистское дерьмо.
      Но вот что отличает троцкистов – они до Перестройки СССР времен Хрущева и Брежнева прямо боготворили. А во время Перестройки стали заплевывать даже  страну тех лет. И снова кувырок – в наше время они его опять на щит подняли. Троцкий также кувыркался со своей «перманентной революцией».
               Серия повестей Рыбакова о Кроше – вполне неплохая. Юноша с активной жизненной позицией борется против равнодушия и мещанства. Для воспитания юношества такие повести полезны. С одной стороны. С другой – из подобной литературы проросло нынешнее понимание проблем СССР, в котором скурвившийся народ предал социализм. В повестях Рыбакова само государство в лице Партии совершенно ни в чем не виновато, оно там, практически, отсутствует.
      Понятно, что никто и не дал бы автору в те годы писать о роли Партии в негативных тенденциях, но, все же, в его повестях симпатии к СССР времен застоя выпукло обозначены. И с крайней степенью ненависти он в Перестройку стал писать о времени Сталина.
       А в 60-е годы как раз была похоронена идея всеобщего политехнического обучения, взамен которой в школе стали внедрять мастерские и производственную практику, называя такую школу политехнической.  Я не буду здесь расписывать, чем политехническая школа, настоящая коммунистическая, отличается от школы с производственной практикой, на сайте нашего Движения есть серия статей о политехнизме, там об этом можно прочесть.
          Но о самом фильме. Что сразу бросается в глаза – отсутствие в нем даже намека на комсомол. Все школьники, показанные в фильме, проходят производственную практику на автобазе после 9-го класса, они уже все комсомольцы. Но комсомол они с собой на практику не взяли, оставили его в школе. Отсутствует в фильме и комсомольская организация автобазы. Ее нет в фильме. Но на таких предприятиях комсомольские организации были в обязательном порядке.
     Я думаю, что Рыбаков, сам того не осознавая, описал реальную ситуацию с комсомолом. У нашего поколения 60-х  комсомол тоже за двери школы не выходил, а на предприятиях комсомольские организации существовали для галочки, их никто всерьез не воспринимал.  Даже на БАМе весь комсомол заканчивался комсомольской путевкой, строителям БАМа он был до лампочки. О нем вспоминали только в ритуально-пропагандистских целях.
        Сама школьная молодежь в фильме показана замечательно. Замечательно в том плане, что мы видим не советскую молодежь, а барчуков, которые получили воспитание, практически, такое же, которое давалось дореволюционной дворянской молодежи.  Эта молодежь не готова ни к какой ответственной трудовой деятельности, она жаждет лишь развлечений, чего-нибудь этакого интересненького, навроде собрать самим себе автомобиль. Просто работать ремонтниками – им не прикольно.  Отсутствие чувства ответственности у инфантильных подростков-барчуков привело к аварии, в которой, по счастливой случайности, никто не пострадал.
      Конечно, эта практика оказалась для школьников полезна. Здесь нет возражений. Барчуки хотя бы столкнулись с производством, получили какие-то трудовые навыки, опыт работы в производственном коллективе.  Но, по большому счету, всё это запоздало, 16-летние юноши – почти сложившиеся люди, время было упущено. Даже по тем характеристикам школьников, которые зачитывал закадровый голос, это совершенно понятно.
             Еще великолепно показан директор автобазы, которому навязали этих практикантов, а он толком даже не понимал, что с ними делать. Когда училка, их классный руководитель, сказала ему, что он тоже должен быть педагогом, раз к нему дети пришли на практику, этот мужик очень удивился.
      Да, ребята какие-то деньги заработали, научились гайки закручивать, разряды по рабочей специальности получили, большинству совершенно не нужные, потолкались среди работяг – и вся польза от такого «политехнического обучения».
            Ну и, самое характерное для той эпохи СССР в фильме составляет основную сюжетную линию – кража запчастей, амортизаторов, одним из рабочих. Главный герой, школьник Крош, по собственной инициативе расследует эту кражу.
     Фильм вышел на экраны в 1961 году. За восемь лет до его выхода после пропажи запчастей, государственного имущества, на автобазу пришел бы сотрудник  МВД, возбудил уголовное дело и начал бы следствие.  Вору светила бы даже не общеуголовная статья, а 58-я.
      Здесь же мы видим всего лишь моральное осуждение вора. Кража перестала быть преступлением, стала аморальным поступком. Никакой милиции и в помине нет.
      Можно  завесить весь окружающий ландшафт табличками «Мусор не бросать!», но без ответственности нарушителей за несанкционированные свалки – весь ландшафт покроется мусорными кучами. Без ответственности не воспитать ничего. Абсолютно ничего не воспитать. Точнее, можно воспитать только наплевательсткое отношение. И к окружающей природе, и к народной собственности.
     А то, что кража запчастей заинтересовала на автобазе только одного школьника, показывает, насколько народу стала пофигу народная собственность. А может собственность государственной автобазы работники предприятия уже и не считали народной?
   Но два амортизатора – это ерунда.  Просто начинается всё с болта, а заканчивается заводом и страной.
     В конце 80-х советские люди почти единодушно определились: пусть хоть капиталист-частник придет и прекратит этот вселенский бардак, в который прогрузилась страна. Дальше так жить нельзя.
       И виноват во всем сам норот, разумеется. Это ж он не берег социалистическую собственность, да? Несознательные советские людишки?
        А давайте отменим уголовную ответственность за грабежи и разбои, сделаем эти преступления только моральными проступками, как в фильме с амортизаторами?!  Интересно, что у нас получится? Будем и после этого эксперимента обвинять народ в несознательности?
      Так при Сталине, введя уголовную ответственность за расхищение народного имущества, у народа воспитывали чувство ответственности и хозяина, а при Хрущеве и Брежневе, отменив эту ответственность, воспитывали безответственность и бесхозяйственность,  готовили психику народа к будущей приватизации.
Subscribe
Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments