Вопросов вроде нет – мы живём в капиталистическом обществе. Однако нюанс – в капиталистическом обществе, появившемся как результат контрреволюции в социалистическом обществе, а не как результат революции в феодальном. Следовательно, в нашем обществе органично переплетаются характеристики капиталистические и социалистические – это и есть неотменяемый результат революции (так же, как при реставрации монархии во Франции результаты буржуазной революции не были до конца отменены). Какой класс и даже какую прослойку в нашем обществе ни возьмём – социалистические пережитки ощущаются везде. И даже наши буржуа и им прислуживающие интеллигенты – являются ментальными чужаками на Западе, во всяком случае там, где общество ещё не пожило при социализме. Так что задача наша в чём-то проще и в чём-то сложнее того, что свершили наши предшественники в 1917-и: преодоление контрреволюции (это справедливо для наших всех 15 республик и даже, видимо, для восточноевропейских стран и других некогда с вывеской «социализм»).
Когда же это общество появилось в нашей стране? При Перестройке в 1985–1991? Нет!
Ответ – единственно верный – не понравится патриотам, считающим (почти) всё советское по определению правильным. Капиталистическое общество в нашей стране возникло в 1953 году в результате партийного троцкистско-зиновьевского переворота. СССР перестал соответствовать официальному названию. Образовалось государство – на внутреннем уровне госкапиталистическое, кейнсианского типа, а на внешнем – империалистическое, прикрывавшее империализм ложным интернационализмом. Причём буржуи новоявленные с хищничеством прибирали некоторые новые земли (ту же Кубу, Ливию), но и также без сожаления расставались с «нерентабельными» странами (как Бирма, Индонезия, Чили).
(Мы сейчас на различных сайтах «красного» толка видим «разоблачение» оппортунизма и даже уже «констатацию» реставрации капитализма в Китае, Вьетнаме, на Кубе (сравнивают с временами советского ревизионизма), критикование идеологии чучхе в КНДР, утверждение, что в Югославии от Тито до Милошевича никакого социализма не было, как и в арабских государствах – Египте, Йемене, Ираке, Ливии, Сирии… Однако это – не корректно. Почему? Именно потому что в СССР была база для перехода к коммунизму – материальная, экономическая, чего не было во всех этих государствах. Контрреволюция произошла в государстве, в котором всё было готово к переходу к коммунизму и распространению всемирной социалистической революции. Автоматически это крест поставило на всемирной революции – государства, провозглашавшие социализм или хотя бы деколонизацию, оказались вынуждены вертеться словно ужи на сковородке в окружении нескольких империалистических блоков. Контрреволюция в СССР за собой повлекла разрыв или ослабление отношений КНР, КНДР, НСРА, СФРЮ – что очень серьёзно отразилось на экономике. Ну и как им надо было действовать в таких обстоятельствах? Причём – Китай только сейчас за буквально последнее время сумел нарастить базу. КНДР – естественно, под опекой КНР. СРВ – таки тоже, что бы там ни писали борзописцы о китайско-вьетнамском конфликте).
За хрущёвско-брежневский период – то есть период советского кейнсианства – появился ряд на первый взгляд противопоставленных, но по сути одинаково вредных для общества мифов – для общества, стремящегося к восстановлению Советской власти.
При перестройке госкапитализм сменился монетаризмом – параллельно аналогичным процессам в западных государствах. А в 1991 году была попросту ликвидирована вывеска давно уже не существовавшего государства. В течение девяностых шло постепенное накопление нового жирка – и жирок-таки накопился к концу девяностых. И этот жирок нам преподнесли в качестве подарка в Новому году 2000.
А вы что думали? Путин взял да своротил демократические преобразования и присоединение страны к мировому сообществу? Или пришли к власти патриоты и стали заниматься восстановлением великого государства (совместно с такими же патриотами Белоруссии и Казахстана)?
Замечательные сказки – для обывателей. Но правда выглядит так – страна стала возвращаться к хрущёвско-брежневской модели, но (пока что) без социалистической риторики. Отсюда все совпадения во внутренней политике (сакрализация «советских праздников» и «памятников», «сталинизм» – да-да, тоже привет из брежневских лет!) и внешней политике («слили Ливию» – «выручили Сирию»). Да, с трудом и с саботажем проходит восстановление госкапитализма, но идёт. Ошибки, ляпы, приведшие к негативному образу послесталинского СССР (в том числе и послесталинских спецслужб), учтены, сейчас действуют аккуратнее.
И – куда глядят? Да-да – именно туда – в сторону Китая, КНДР и Вьетнама! Как наименьшее зло по сравнению с западными «партнёрами». Ну время покажет, что с ними сделают «партнёры» восточные, однако именно Восток – это ключ к преодолению контрреволюции.
Journal information