p_balaev (p_balaev) wrote,
p_balaev
p_balaev

"ТРОЦКИЗМ". Первые черновые наметки к будущей книге.

Может показаться, что я ругаю и поливаю помоями советскую школу… Если показалось – перекреститесь.  Советской школы никогда не существовало, как присущего только СССР  типа учебных заведений.  Мы все с вами, те, кто жил тогда в СССР, учились в гимназиях..   Наши школы от гимназий отличались чуть расширенным списком предметов (что, согласитесь  - абсолютно не важно)   и составляющей в виде идеологического воспитания в лице пионерии-комсомолии.  Но и эта составляющая после войны попала в ласковые и сильные женские руки учителей, да этими руками и была придушена.     У Советской власти сразу после революции и до 50-х годов элементарно не было возможности заняться вопросами выработки новой идеологии образования.  Поступили просто:  взяли лучший до 1917 года тип общеобразовательного учебного заведения – гимназию, и сделали этот тип  общим для всех школ.  Да еще и теперь  некоторые «сталинисты»  в заслугу Иосифу Виссарионовичу ставят  именно это.  По их утверждению, Сталин лично сделал гимназию образцом для советской школы.  Интересно, когда «сталинисты» дойдут до того, что Сталин научил  мужчин правильно оплодотворять женщин?
     На самом деле, гимназия, как учебное заведение, было  лучшее, что существовало в те годы.  Но она была лучшим,  потому что ничего другого не было.  Поэтому этот сорт педагогического навоза  и нахваливают. Другого же не пробовали.  Только вот в чем проблемка,   самый известный в мире выпускник гимназии, да еще окончивший ее с золотой медалью,  Владимир Ульянов-Ленин считал это образовательное учреждение, если то, что он о ней говорил, воспроизвести одним словом -  дерьмом.
    Особых личных причин возмущаться советским образованием у меня тоже нет. Школу я закончил всего с одной четверкой, остальные отметки – пять.  Институт закончил с направлением в аспирантуру. Но сейчас воспоминания о годах учебы во многих моментах у меня вызывают…   смеяться хочется до слез.  Сегодня.  Но не тогда.
     Мне безумно повезло, что во время учебы в школе я столкнулся с тремя ПЕДАГОГАМИ. Всего с тремя. Одним из них был мой дед. Он, конечно, учителем не работал, он грамоте научился в ворошиловской армии, никаких учебных заведений не заканчивал.
    У каждого пацана должен быть такой дедушка, какой был у меня. Вообще у пацанов должны быть дедушки.   Не будь у меня такого деда, я даже не могу себе представить,  как бы сложилась моя жизнь.
    По порядку.   В первый класс я пошел, как это и положено, в 7 лет,  в восьмилетнюю школу с. Ленинского Хорольского района Приморского края. Первые почти полгода учебы для меня были одними из самых кошмарных в жизни.
    В школу я пошел с установкой, что я самый умный, способный и умелый, поэтому учиться должен лучше всех.  Внушил мне это мой дедушка. Я был его любимым внуком,  он никогда меня не ругал маленького, даже если я откровенно безобразничал.  Только – самый умный и самый способный, других слов я от него не слышал. И я хотел дедушкино мнение о себе оправдать.
     В школе начались разочарования.  Первая проблема – я левша. До сих пор могу нечаянно схватить ложку левой рукой.  Уроки чистописания. Чернильница и перьевая ручка.  Советским школьникам левой рукой писать было не положено.  Двойки. Одни двойки. Я сначала хитрил, домашние задания писал левой рукой. Получил несколько пятерок, но потом учительница меня раскусила и домашние задания я делал после уроков в классе. Двойки.   Учительница, кстати, Анна Павловна, была очень хорошей женщиной, у моего брата первой учительницей была…  - я обязательно о ней напишу.  Но нельзя советскому школьнику писать левой рукой!
    Дед заметил, что я хожу понурый. Расспросил. Дал мне  простой карандаш, чистую тетрадку и посоветовал в тетрадке карандашом, держа его в правой руке, рисовать круги, пока они не станут у меня получаться абсолютно ровными.  Примерно через два месяца я писал в классе  лучше всех. По чистописанию пошли одни пятерки.
     Но здесь возникла другая проблема. Пока я воевал с чистописанием,  все мои одноклассники научились читать. Все, кроме меня. Я так зациклился на выведении ровных закорючек пером, что прошляпил процесс  составления слогов из букв.  Учительница, Анна Павловна, вела два класса сразу в одну смену.  Нас, первоклашек, и третьеклассников. Она и так вся в мыле была,  и физически не могла обратить всё свое внимание на проблемы каждого отдельного ученика.  У нее сразу два класса сидели в одном кабинете на уроке. 
   Тем более, она меня прошляпила еще и потому, что я  сам не признался в неумении составлять слога из букв, а начал хитрить.  Память ребенка, да если еще он старается запомнить,  обладает колоссальным ресурсом.  Весь букварь мне дома зачитывала мать, я все запоминал. В классе, когда читали по очереди по букварю, я прямо пальцем отсчитывал слова, доходила до меня очередь и я выпуливал то, что запомнил дома.  По чтению тоже были одни пятерки. Я ходил довольный.  Временно.
    После букваря – «Родная речь».  И я спалился. Не сразу даже, уже ближе к Новому году, к окончанию второй четверти. Представляете, сколько времени я пудрил учительнице мозги?
   В «Родной речи»  тексты по-больше, чем в букваре, ошибки я делал и раньше, когда их воспроизводил по памяти, учительница меня поправляла, но еще не о чем не догадывалась.  Однажды на уроке, когда мы читали по очереди вслух рассказы из учебника, дошла очередь и до меня. И очередь дошла, когда пошел текст мне не знакомый.  Это был позор. Оказалось, что отличник элементарно не умеет читать.
   Несколько дней Анна Павловна занималась  со мной лично.  Бесполезно.  Я не мог складывать буквы в слога.  Учительница вызвала в школу мать и сказала, что меня нужно показать психиатру.      У меня какой-то дефект развития, как она поняла.
   Дедушка у меня был человеком не грубым, но в запале выражения не подбирал:
-  Я вам сукам, покажу дефективного! Сами дефективные кобылы!  Петька, иди сюда, сейчас я тебя научу читать…
    За несколько минут он мне объяснил, как из букв получаются слога. Я до сих пор помню это чудо, когда вдруг из отдельных букв я увидел слога. А из слогов – слова.  За ночь я прочел всю «Родную речь». Я не мог оторвать от  книжки. После стольких дней нервного напряжения, связанного с тем, что приходилось хитрить, изображая из себя умеющего читать, испытать такое облегчение!
   На следующий день в школе был урок по чтению на скорость. Ученики читали текст в «Родной речи», а Анна Павловна засекала, сколько слов в минуту они могут прочесть.  Я тянул руку. Вверх, я хотел тоже читать. Учительница подумала сначала, что я прошусь в туалет…
   За одну минуту я прочел 104 слова. Почти в два раза больше, чем даже лучшие ученики класса.
Tags: Троцкизм
Subscribe
Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments