Previous Entry Share Next Entry
p_balaev

Хрущёвско-Брежневская идиллия в СССР. Часть III. Империя наносит ответный удар.

Оригинал взят у yarror в Хрущёвско-Брежневская идиллия в СССР. Часть III. Империя наносит ответный удар.
В прошлый раз я довольно кратко рассказал о забастовках в Советском Союзе. Прежде чем двигаться дальше, хотелось бы задаться вопросом, а как же реагировала Партия и правительство на забастовки? Неужели мудрые руководители не замечали тягот и лишений трудового народа и не пытались что-то изменить в системе?

Безусловно, незамеченными подобные ситуации внутри страны оставаться не могли. Слыханное ли это дело, забастовки должны быть у капиталистов, но никак не в стране победившего социализма! Впрочем, забастовками это старались не называть ни составители докладных записок, ни сами бастующие, используя эвфемизмы «отказ от работы», «невыход на работу» и др. Чаще всего лечение таких «отказов от работы» было симптоматическим и начиналось в кратчайшие сроки. Людям внезапно выплачивали задержанную зарплату (непонятно вообще каким образом эти задержки могли возникать), обещали расплатиться по предыдущим тарифам за уже отработанное время, шли на другие уступки.

Купированием симптомов дело не ограничивалось. Естественно, чтобы другим неповадно было, зачинщиков забастовок вычисляли и так или иначе наказывали. Особенно показательным было наказание наиболее активных участников забастовки 1961 года на плавзаводе «Чернышевский», двое из которых были осуждены на три года лишения свободы, а один – на два года. Им вменялась в вину организации массовых беспорядков. Про Новочеркасск, думаю, говорить не стоит. Но на одном устрашении далеко не уедешь, любви к государству это не добавит. К тому же народу уже активно рассказывали про ужасы сталинского периода, о которых этот самый народ был даже и не в курсе. Выглядеть кошмарнее «безумного кровавого тирана» никому не хотелось, хотя тенденция была. Поэтому в ход пошла пропаганда.

Объяснять людям, что страна откатилась из фазы развитого социализма в фазу госкапитализма, естественно, никто не собирался. Жалобы на проклятых капиталистов с их санкциями и эмбарго, которые мешают добиться благосостояния народа, могут разжалобить только кубинцев, северокорейцев, да современных россиян. На тяжёлые последствия войны что-то списать тоже трудно, население СССР прекрасно знало, что по экономическим показателям страна давно уже обогнала довоенный уровень и постоянно кого-то ещё догоняет и перегоняет.  И как же тогда быть? А очень просто: объявить войну таким капиталистическим явлениям, как «вещизм» и «потребительство», которые в наше время называют чаще всего «потреблядством». Кампания по борьбе с потреблядством началась с конца 50-х годов и такое ощущение, что не прекратилась до сих пор.

Что, зарплаты маленькие? Так разве кто-то от голоду умирает или, может быть, босым ходит? «Разумный спрос культурно развитых людей» удовлетворён, чего же ещё надо? Всем же прекрасно известно, что культ потребления ведет к духовному обнищанию и моральной деградации, поэтому строители коммунизма должны быть богаты духовно, а не материально. А для тех, кому это неизвестно или ещё сомневается, издавали книги и статьи с такими замечательными названиями: «Пережитки капитализма в сознании людей при социализме и пути их преодоления», «Социалистический образ жизни и формирование разумных потребностей молодежи», «Что понимать под разумными потребностями» , «Потребности населения в развитом социалистическом обществе», «Социализм и разумные потребности личности», «Коммунизм и личные потребности», «Формирование потребностей в развитом социалистическом обществе», «Потребностеведение. Личные потребности в социалистическом обществе», «Духовные потребности и деятельность личности», «Проблемы потребления и воспитание личности», «Патология потребительства: Критика буржуазного образа жизни». Список подобных работ можно продолжать ещё долго, в послесталинский период они стали естественной частью пропаганды.

Только вдумайтесь: людям снижают зарплаты, повышают цены и в то же время упрекают их за желание жить лучше. После многолетней «промывки мозгов» в русле «разумного потребления» не многие отважатся выдвигать какие-то «вещистские» и «потребительские» требования, а тем более участвовать в борьбе за своё материальное благополучие активными методами. Впрочем, подобная пропаганда преследовала и другие цели, но о них сейчас речь не идёт.

Объективности ради, стоит сказать, что при Сталине тоже говорили и писали о потреблении. Наиболее известной книгой на эту тему была... «Книга о вкусной и здоровой пище» третьего издания.


В завершении этого поста хотелось бы привести несколько цитат из этой книги:
«Характерная особенность нашей революции, – говорил товарищ Сталин, – состоит в том, что она дала народу не только свободу, но и материальные блага, но и возможность зажиточной и культурной жизни».

С каждым днем богаче и краше становится наша цветущая Родина, идущая в авангарде борьбы передового человечества за мир и безопасность всех народов.
Успешное осуществление послевоенных пятилеток, дальнейший рост и подъем всего народного хозяйства, проводимая партией и правительством политика форсированного производства предметов народного потребления, последовательного снижения цен и непрерывного роста реальной заработной платы ведут нашу страну к изобилию всех товаров народного потребления.
Самый смысл работы нашей промышленности, транспорта, колхозов, совхозов, всего народного хозяйства и состоит в том, чтобы создать изобилие всех продуктов и товаров для населения.

Товарищ Микоян в 1936 г. рассказывал: «Товарищ Сталин занят величайшими вопросами построения социализма в нашей стране. Он держит в сфере своего внимания все народное хозяйство, но при этом не забывает и мелочей, так как всякая мелочь имеет значение. Товарищ Сталин сказал, что стахановцы сейчас зарабатывают много денег, много зарабатывают инженеры и другие трудящиеся. А если захотят купить шампанского, смогут ли они его достать? Шампанское – признак материального благополучия, признак зажиточности».

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Да, последние абзацы полностью совпадают с тем, что рассказывало старшее поколение. Помню дед всегда плевался в рыбном отделе, где можно было встретить только вонючий минтай и говорил мне о том, как всё это выглядело при Сталине, а я недоумевал, куда же вся рыба делась, наверное вымерла. А сейчас некоторые любители "свистеть как Троцкий" пишут везде и всюду о том, что в СССР дефицита не было, его создал Горбачев. Да, при Горбачеве пропало и то, что лежало везде и всегда. Но о том, что до него было изобилие, это вы молодежь лечите своими байками. А тех, кто в живую застал времена "дорогого Леонида Ильича" бесполезно. Особенно в провинции. Прекрасно помню, райцентр в Нечерноземье, продовольственный магазин, пустые витрины и огромная гора какого-то комбижира в центре одной из них. Перестройка? Нет, "благословенный" 1982. А уж "продовольственную программу" гордо пылившуюся в виде брошюры на теми же пустыми прилавками и вспоминать смешно

В 1983 году дед приехал ко мне в гости в институт, во Владивосток, и я сводил его в нашу студенческую столовую... об этом отдельно писать нужно. Он студенческую столовую сравнивал со столовой на строительстве Комсомольска-на-амуре.

Все было так плохо?
В прочем, что такое студенческие столовки не по наслышке знаю...

Причем в рабочей столовой через дорогу от института было чисто и можно было пообедать за 60-70 копеек. То в нашем студенческом свинарнике - за 1 рупь минимум. Да и не обедом это было.

Это гадкую тилигенцию с молодых когтей приучали. что они тут лишние.

Ну так это проблемы у администрации меда были, раз через дорогу было чисто и вкусно. У нас в институте искусств было нормально, все 5 лет (1987-1992) кормились там и покупали продукты с собой в общагу, нам продавали.

Edited at 2017-08-01 11:50 pm (UTC)

С 1980, говорят, проблемы начались.

А что вы (вопрос ко всей более взрослой, чем я, аудитории блога) скажете о повести "И это всё о нём"? По ходу сюжета герои как раз устраивают итальянскую забастовку, она же "стачка наоборот".

С похожим фантастическим сюжетом есть еще пьеса "Премия". Позднесоветская литература относила себя к жанру соцреализма, но на самом деле являлась жанром социальной фантастики.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account