?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
p_balaev

Планы Берии. ч.17

Мы уже с вами увидели, как представленный нам почти маньяк-строитель-созидатель Берия первое, что начал делать, вступив в должность министра МВД - сбрасывать с МВД хозяйственные управления и замораживать стройки. Разумеется, это ломало советскую пенитенциарную систему и оставляло заключенных без заработков, многих вообще без работы. Разумеется, после этих новаций государство было вынуждено пойти на освобождение из лагерей большого числа заключенных. Если учитывать, что Берией предложено заморозить строительство объектов общей стоимостью 49,2 млрд. рублей из 105 млрд., то явно видно – одной амнистией мелких уголовников проблему решить не получилось бы. Нужно было освобождать почти половину заключенных. В принципе по его амнистии почти половина и была выпущена, но он сам же в своей записке указывал, что ежегодно осуждается к заключению до 650 тысяч человек. Т.е. через год в колониях 650 тысяч человек остались бы без работы. Которые добавились бы к миллиону осужденных на большие сроки за контрреволюционные преступления. Проблема потом и была решена путем массовой реабилитации 58-ой. Вероятно, именно для этой реабилитации Берия и подготавливал условия, направив свои предложения… А вот куда и кому он их направил?
   Если верить Мухину и Прудниковой, утверждающих, что Берия выполнял план Сталина по устранению партии от власти, то он должен был свои инициативы направлять только в правительство. Логично? Но почему-то делал всё наоборот: минуя правительство - в Президиум ЦК КПСС. Хотя, и на имя Г.М.Маленкова.
  Вообще поступал с направлением своих записок в Президиум явно провокационно по отношению к главе правительства. В Совмине он был подчиненным Г.М.Маленкова. В Президиуме ЦК КПСС он был с Маленковым в одних правах, членом Президиума.
   Если соблюдать субординацию, то предложения члена правительства должны были поступать сначала в Совмин. Там рассматриваться и потом выноситься уже в партийный орган, как предложения Правительства.
     Но Берия сам себя поставил в особое положение. Он явно демонстрировал, что не желает признавать Маленкова в качестве своего начальника.
      Особо наглядно он показал это в ситуации с предложениями по ГДР. Вопросы внешней политики в сферу его деятельности, как министра МВД, явно не входили. Как министр МВД-МГБ он просто обязан был доложить свои соображения сначала председателю Совмина, который поручил бы их рассмотреть В.М.Молотову, министру иностранных дел. Компетенция – она и есть компетенция, такой должности, как министр всех дел и проблем, не существовало.
Такое поведение ничем другим невозможно назвать, как намеренным провоцированием конфликта. Ссылаться на то, что Берия был с Маленковым в хороших отношениях, поэтому они вопросы решали Вась-Вась – невозможно. Если были в хороших отношениях, то тем более нельзя было приятеля ставить в положении попки на посту премьер-министра.
       Я еще раз повторяю, что излагаю всего лишь свою версию, но ничем другим я поведение Лаврентия Павловича по отношению к Маленкову объяснить не могу, только как провоцированием конфликта. Но не только с Маленковым. Ведь и с Молотовым же! Предложения по внешней политике в обход министра иностранных дел – это тоже оскорбление.
       На что Лаврентий Павлович рассчитывал? Думаю, на конфликт с Маленковым и была ставка. Одним Маленковым, несомненно, дело не закончилось бы. На сторону Георгия Максимилиановича встала бы вся старая гвардия, не только один Молотов.
    Разрешение конфликта ушло бы в ЦК. А там Берия вывалил бы «дело врачей», «мингрельское дело», «дело авиаторов», «ленинградское дело», обвинил бы «стариков» в незаконных репрессиях и дело с концом. То, что случилось в 1957 году, расправа с «антипартийной группой», когда им и предъявили эти репрессии, произошло бы еще в 1953-м.
     Именно потому, что Берия чувствовал за собой поддержку ЦК, во всяком случае, его кто-то уверил в такой поддержке, он и вел себя настолько вызывающе провокационно.
   Ведь не просто так К.Е.Ворошилов на июльском Пленуме 1953 года сказал, что еще бы немного и Берия сместил бы всю «верхушку правительства», как выразился Климент Ефремович. А сместить правительство можно было либо путем прямого вооруженного переворота, что в то время было нереально, либо на пленуме ЦК…

Buy for 100 tokens
***
...

  • 1
Ага, значит Ворошилов на июльском Пленуме 1953 года говорит о Берии, о его планах. А Берия в это время сидит в тюрьме. А не пробовали Берию послушать? Под охраной привезти на Пленум или самим отправиться к нему в гости? А то как-то нехорошо получается, что за спиной Берии Берию обсуждают. Минимум на сплетни похоже. Максимум на клевету. При том, что и суда еще не было, который бы Берию осудил.

Да выслушали вашего любимого Берию на Президиуме, успокойтесь.

Шо за дикие анонимы у тебя в комментах?

Супер! Только "часть №17" вроде должна бы называться?

Да какая разница - какая часть? В книге в одной главе будет.)

То есть получается что, не начни Берия свою игру и не зарвись, перестариваться начали-бы на 4 года раньше?

Да не начни Берия свою игру, можно было бы потихоньку ЦК придавить.

Ты имеешь в виду, что он планы поломал всем?
И своим и ленинцам?

вступив в должность министра МВД - сбрасывать с МВД хозяйственные управления и замораживать стройки. Разумеется, это ломало советскую пенитенциарную систему и оставляло заключенных без заработков, многих вообще без работы. Разумеется, после этих новаций государство было вынуждено пойти на освобождение из лагерей большого числа заключенных. ..............

хм...а не поставлена ли тут телега впереди лошади?

может быть наоборот? решение об амнистии ставило под вопрос обеспечение строек рабсилой? и вызвало их сокращение?

а в течение года прибудут 650 тысяч зэков, после уже амнистии- они чем заниматься будут?

  Если соблюдать субординацию, то предложения члена правительства должны были поступать сначала в Совмин. Там рассматриваться и потом выноситься уже в партийный орган, как предложения Правительства.

Здесь вы явно передергиваете. Все члены Президиума ЦК равны и каждый может сделать предложение. В ЦК же вообще предложение может внести любой член партии, хоть по вопросу внешней политики, хоть по надою коров. Субординация в правительстве здесь не в тему. Правительство контролируется не отдельными лицами, а всей партией, вернее ее руководством. Поэтому положение члена Президиума в 1000 раз важнее, чем должность в правительстве. А про компетенцию, учитывая формы и способы ротации большевиков во власти и хозяйстве, вообще упоминать смешно. Все сотрудники Ленина и Сталина были компетентны во всех вопросах, которыми занимались, потому что они были марксистами. Конечно, кто-то был сильнее в одном, кто-то в другом. Конечно, Сталин обладал абсолютным авторитетом и был гением.. Конечно, Молотов и Ворошилов были выше остальных, пожалуй, во всех общих и многих частных вопросах. Но любой член ПБ или Президиума был и компетентен и в праве внести любое предложение.

Субординация думаю соблюдалась, когда речь шла о делах в самом Совмине, например когда речь шла об передаче из МВД в минюст систему исполнения наказаний, Берия направил письмо в Президиум Совмина. https://document.wikireading.ru/18077
Президиум Совмина выпустил проект. https://document.wikireading.ru/18078
Так дело и пошло. Берия предлагал своему начальству (Маленкову), то давало согласие на это. Так по факту и должно быть.
Тем более что похожий вопрос уже решался. Это по стройкам. http://school.rusarchives.ru/bolshoj-terror/pismo-ministra-vnutrennikh-del-sssr-lp-berii-predsedatelyu-soveta-ministrov-sssr-gm-malenkovu

В документе сказано что Берия решал вопрос на основе решения Совмина и Президиума ЦК. То есть он исполнял конкретное решение.

Если все было именно так, то нарушение субординации. Ровно также было и в записках Берии адресованных по "делу врачей".
Но я бы не спешил с выводами, поскольку в СССР с субординацией всегда было строго, я не верю чтобы Берия обращался прямо в Президиум ЦК. Нельзя исключать варианта фальсификации ряда документов по тому периоду.

Власть КПСС (опоры социализма) заключалась в том, что она стояла над правительством и Советами.
Партия во первых могла сама выносить инициативы, которые потом на автомате визировались Совмином и Верховным Советом (ВС).
Во вторых партия получала на рассмотрение все наиболее важные проекты Совмина и только потом они в случае положительной оценки одобрялись правительством и ВС.

Edited at 2017-11-21 07:39 pm (UTC)

Может Лаврентий Палыч был бы польщен, что его личность так высоко его личность, но по факту он был лишь министром ВД, не более. Он обязан был подчинятся председателю Совмина (Маленкову), который в свою очередь подчинялся секретариату ЦК (Хрущеву).

Например стройки в 1953 г. урезали потому что выпустили заключенных, правительство их остановило. Берия мог лишь предложить провести ее, но последнее слово было не за ним.
Проект указа об амнистии был подготовлен МВД СССР совместно с Минюстом СССР и Генеральным прокурором СССР. Она была одобрена Президиумом ЦК и одобрена ВС СССР (Ворошилова). Ни у кого судя по всему возражений не было.

Тот факт, что Берия сбрасывал с МВД строительные функции -- так он как ни странно ослаблял свою власть. Раньше МВД контролировало строительную сферу страны, имея доступ к огромным ресурсам, а следовательно и большей власти.
Берия начал передавать строительные функции др. министерствам, вредил скорее себе.

Берия имел ограниченные полномочия, которые делали его лишь исполнителем. Его отношения с Маленковым были без-облачными, ни один документ не указывает ни на какой конфликт между ними. Его отношения с Молотовым тоже были хорошие (Берия помог освободить его жену).

Edited at 2017-11-21 05:52 pm (UTC)

А когда он с НКВД разведку сбрасывал, кому он вредил?

Иш ты, какой вредитель! Вредил себе всю жизнь, вредил, да и повредился.

Кстати, а как иностранная пресса тех лет отреагировала на осуждение жены Молотова?

  • 1