?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
p_balaev

Берия... "Советская" школа.

      Прежде, чем завершить эту главу выводами о том, что удалось сделать первому засветившемуся антисталинисту в Правительстве СССР Л.П.Берии и о том, чем являлось его отстранение от власти, суд и расстрел, считаю необходимым снова вернуться к проблеме «самого лучшего в мире образования».
       Это просто, на самом деле, поразительно, чем ближе человек, из тех, с кем я общаюсь в жизни и моих читателей книг и блога, к моему возрасту, к поколению 60-х, тем чаще он оказывается удивительным тупнем. Напротив, в среде нынешней молодежи чаще встречаются адекватно мыслящие люди, которые, не имея того груза знаний, которым отягщено мое поколение, часто самостоятельно делают из исторических событий настолько верные выводы, что я сам завидую их незашоренному взгляду.
    Разумеется, в умственном формировании поколений наших людей далеко не последнее место занимает школа. Здесь двух мнений быть не может. Ребенок с 6-7 лет и до почти достижения совершеннолетия львиную долю своего времени проводит в стенах школы, где над его мозгом проводят опыты дипломированные специалисты.
     Мое поколение подвергалось в стенах общеобразовательных учебных заведений опытам, смыслом которых было «школа даёт знания и воспитывает будущего строителя коммунизма».  Дала и воспитала. Вот все те, кто учил на педагога Е.Спицына так, что он сам теперь считает, что выучился на историка, и потом все эти «историки» Спицыны так давали знания и воспитывали, что советский народ с радостным улюлюканьем отдал государственную собственность в руки кучки проходимцев. Теперь этот самый советский народ дружно страдает ностальгией по СССР и ищет виноватых в своих бедах, при этом страстно желает, чтобы их детей и внуков учили в подобии советской школы, без всякого ЕГЭ.
     Знаете, я люблю советское кино производства 60-80-х годов. Его часто смотреть очень поучительно. Принцип в искусстве социалистического реализма соединенный с навязчивой пропагандой коммунизма в сусловско-брежневской трактовке давал иногда настолько интересные результаты, что некоторые фильмы можно использовать в качестве учебного материала по троцкизму.
       Есть такой культовый фильм о советской школе «Доживем до понедельника». Шедевр. Как его пытались сделать создатели, как проблемы реальной советской школы пытались соединить с официальной пропагандой о «лучшем в мире образовании» - вопрос. Но результат получился крайне интересный.
     Там городская средняя школа. Т.е., не просто типичная, а типичная городская, как это авторами было задумано. Это далеко не сельская школа – там лучше я промолчу. Типичная городская школа.  Педагогическая клоака.
      Я не преувеличиваю. Натуральная педагогическая клоака. В этой клоаке показательно отображен процесс конвергенции дачи знаний и воспитания. И участники этого процесса: злобная психопатка в роли завуча-учителя литературы, директор, которому сам учебный процесс глубоко до лампочки, его заели хозяйственные проблемы, еще училка «класть-ложить»; молодая выпускница иняза, ведущая уроки английского языка и классное руководство. Она по молодости и глупости совсем заплутала в школьных проблемах, уже имеет опыт неудачного замужества, но ей доверена, как классному руководителю, задача воспитания учеников. Хотя, ей не до этого воспитания, она жестоко страдает от любви к инопланетянину.
   Инопланетянин – это учитель истории в исполнении В.Тихонова. Он в этой школе – инопланетянин, самая точная его характеристика. Фронтовик, несомненно очень образованный человек, любящий профессию, переживающий за результат своей работы. Фигура трагичная. По сюжету он случайно встречается с одним из лучших своих и школы выпускником. Молодым еще человеком, но уже номенклатурой довольно высокого уровня и осознает, что этот «продукт» его и школы производства – натуральное дерьмо.
     Дерьмо в человеческом плане. Знания школа ему как раз дала. Наш инопланетянин после этой встречи начинает понимать, что планета – чужая и впадает в депрессию. Поёт песню про птицу иволгу и просится у директора в отпуск во время учебного года.
          То, что по сюжету фильма происходит в школе – страшно. Этот фильм о проблемах советской школы страшнее триллеров Хичкока. В центральном акте о том, как ученики писали сочинение на тему «Что такое счастье?» - весь ужас. Космический холодный ужас. Понимаете, в школе учатся дети. Дети родителей. Они не собственность родителей, конечно, но и не собственность школьных педагогов. Да и преимущественное право на воспитание детей имеют как раз родители, по праву родителей, который самим фактом родительства имеют неоспоримое доказательство в большей любви к ребенку, чем учитель (девиации мы во внимание брать не будем). Но в этой школе на примере истории с сочинением видно, как психопатка-училка стрижет этот детский газон под тот формат, который ее лично устраивает. Эта психопатка – настоящий распорядитель детскими судьбами.
     История там такая, что мурашки по коже. Одна ученица написала, что видит свое счастье в том, чтобы выйти замуж за любимого человека и нарожать детей.  Выбилась из колеи, так сказать. Большинство класса считает ее дурочкой. Потому что только дураки могут в школьном сочинении писать честные слова. Находится только один мальчишка, который бунтует и сжигает все сочинения класса.
        Параллельно этой сюжетной линии идёт урок истории. На котором ученики этого же класса отвечают по домашнему заданию о восстании на крейсере «Очаков». Лучший ученик класса пересказывает почти дословно параграф в учебнике. Тихонову-инопланетянину не понравился его ответ, но старшеклассник парирует тем, что в учебнике больше ничего нет и вообще лейтенант Шмидт – неудачник. Как раз этот лучший ученик высказал мнение, что написать в сочинении честно могла только дурочка. Нормальный человек должен уметь вовремя изогнуть позвоночник под линию партии, т.е. учителя.
Пораженный и возмущенный учитель-инопланетянин высказывается, что тогда в истории действовали почти сплошь неудачники.  И окончательно впадает в депрессию.
    Я повторяю – триллер. Хичкоку такого снять не хватило бы таланта. Мы видим, что «советская» школа поставила на поток производство биороботов с заложенной в них программой «будь как все» и «дави неудачников». 
    Я понимаю, что мне можно предъявить претензии по поводу обобщения. Да, глупо переносить кинематографическую фантазию на реальную жизнь. Но не спешите. Посмотрите на одну из рецензий на книгу о Ворошилове, вот цитата из этой рецензии, точнее из письма довольно популярного левого блогера, пишущего под ником Remi-meisner: «Ну, а за Молотова, Маленкова, Булганина и прочих "антипартийных". ИМХО, называть своё движение в честь неудачников (если не прямых изменников делу Ленина-Сталина) - не самая хорошая идея».
    Я советую вам посмотреть, если вы не смотрели, и пересмотреть, если уже видели «Доживем до понедельника».
     Знаете, это именно в «советской» школе могло родиться – неудачники в истории. Самое гнусное, что было в СССР – это школа, которую хрущевско-брежневская троцкистская банда сделала даже страшнее школы буржуазной. Вы знаете, что в Красной Армии были полки имени Степана Разина и Емельяна Пугачева? Так это – неудачники. И Разин, и Пугачев.
     Да, схлопотавший пулю под сонную артерию и потом от этого умерший Ленин, убитый Сталин – тоже неудачники?
     

Buy for 100 tokens
***
...

  • 1
> Его часто смотреть очень поучительно.

Не очень удачно скомпонованная фраза.

Что поучительно? Часто смотреть? А если смотреть редко, то не очень поучительно?

Или имеется в виду, что, когда смотришь кинематограф 60-80х, часто бывает поучительно?

А Чапаев? А Щорс? А Панфилов? А Гайдар? А...?

Ужас. Страна неудачников!

Зато Эльцин - успешный.

И Горбачёв. И Брежнев. И всякий прочий подгорный-зайко. Хрущёв, правда, не очень. Но в целом — успешные люди. Не Павки Корчагины какие-нибудь.

Герой Тихонова произносит в фильме фразу " мы воспитываем идеалистов, а выйдя во взрослую жизнь, такой идеалист спотыкается на первой кочке и ломает себе шею". Не ручаюсь за точность, но очень похоже. Удивительно, как цензура не вырезала это место.


Алёна, есть такая фраза. Но я же пишу - герой Тихонова инопланетянин. Это создатели фильма пытались показать, как школа воспитывает идеалистов. Только в фильме из всех учеников идеалистом оказался единственный - тот, который сжег сочинения.
И каких идеалистов могли воспитать те учителя, которые там показаны?

Да. Слабый споткнувшийся идеалист стал бы алкашом, а не сделал бы карьеру. Система воспитывала приспособленцев, которые с раннего детства знали, как надо себя правильно показать, чтобы старшие только хвалили. Сейчас с этим ещё хуже.
О сочинениях. Я считаю, что их отмена после развала СССР была абсолютно правильна. И зря вернули. Писать на заданную тему заданное количество страниц — полный бред. Для проверки грамотности вполне достаточно диктанта и изложения. А детей учили долго и бессмысленно словесно поносить.
Молодцы дети, чьи сочинения выставлены сейчас в инете для смеха. Например:
«Как я провел лето. Твиттер, сериалы и еда. Я всё сказал». А парню «2» поставили.

Вот писать сочинения детей нужно учить. Образованный человек должен уметь свои мысли изложить на бумаге. Но это не нужно делать так, чтобы к письму у детей формировалось со школы стойкое отвращение. Тогда лучше совсем не учить.

А где Реми такую чушь сморозил (у него в блоге не нашел)?

Эта компания, которая называется Реми, как-то собирала с читателей деньги на написание книги о голодоморе. Деньги собрали. Книгу не написали. Я им объяснил, что это называется жульничеством. С тех пор ко мне такая "любовь".

А это не Хисториан на книгу собирал? Реми собирал на какие-то мутные цели, прикрытые аллегориями. Я еще как-то написал, что он, возможно, на бухло собирает.

А у них общая компания. Там еще лост-критик. И эту рецензию, судя по всему, лост-критик писал.

Кстати. да, про неудачников. Мне недавно объясняли, что Тельман же неудачник, его же убили, значит, он "действовал неправильно". Не потому, что были вот какие-то ошибки, о которых эти граждане знают, а именно исходя из самого факта: потерпели же поражение, сам погиб.
Я уж думала, это потому, что немцы, про них можно гадости писать. Про русских коммунистов же нельзя. Но оказывается, тоже можно, действительно.
Да и весь СССР был неудачным и не заслуживающим никакого интереса проектом,потому что "проиграл". Тоже распространенная точка зрения.

Спартаковцы - немецкие коммунисты. Тоже неудачники. Вот что значит назваться в честь неудачника Спартака)))
А для меня Тельман, кстати, одна из самых героических личностей в коммунистическом движении. Кто-то в немце видит Гитлера (ну кому что хочется видеть), а я в немце вижу Тельмана. И уверен, что этот великий народ в истории еще скажет то, слово. которое великий народ может сказать. Только не фашизм. конечно, подразумевается. Фашизм - это не слово народа, а его угнетателей.

  • 1