?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
p_balaev

Вспоминая СССР. ч.4

   Еще напоследок немного об образовании. Смотрите, мой любимый герой К.Е.Ворошилов - зам. Председателя Правительства. Для такой должности, сами понимаете, высшее образование просто необходимо. Будь ты хоть трижды героем, но с гимназией тебе на этом посту нечего делать. А ведь на этом посту после войны Ворошилов руководил восстановлением после войны разрушенной образовательной инфраструктуры, там только на вопросе – куда в первую очередь средства направлять… Высшая математика! Но у Климента Ефремовича всего 2 класса школы! А с обязанностями зампреда Совмина справлялся.
     Всё очень просто. Парнишке Климу повезло в жизни с учителем, который смог ему привить любовь к чтению. И всё. Оказалось, что не нужны ни гимназии, ни университеты. Человек читает запоем, понимает прочитанное…  Зачем ему преподаватель, который только тем и занимается, что у доски или у кафедры пересказывает содержание учебника?
   Такое же образование у Кагановича, у Сталина. Да и Ленин в университет всего несколько недель ходил.
     Но скажите, как наши учителя ухитрялись у большинства детей отбить охоту читать уже на «Родной речи»? А ведь практически все дети в первый класс шли с желанием научиться читать и писать! Вот такая тайна школьной педагогики.
    И учебники. Н.К.Крупская билась-билась за то, чтобы учебник был таким, чтобы ученику и учитель не нужен был – даже вдова Ленина не смогла пробить эту педагогическую броню.
    Вроде большинство советских учебников были неплохими. В том плане, что можно было, постаравшись, в них всё понять без помощи учителя. Когда мой сын учился, учебники уже напоминали творчество пациентов палаты №6. Но даже советские учебники… Скажите, советский учебник химии или физики, даже истории, мог увлечь школьника предметом? Вот то-то. Суконный язык, отсутствие малейших попыток сделать учебник интересным для ребенка. Как специально.
     Пионерия. Сегодня мы слышим сожаления о том, что нынешние дети, в отличии от моего поколения, лишены такой детской организации. Я всегда спрашиваю у сожалеющих: вы свое детство как помните? По статьям в сегодняшней газете «Советская Россия»?
       Октябрятами мы точно были. Мы в первых классах училкам еще в рот смотрели, они для нас были авторитетами и старались делать всё, что они говорили. Были в классе октябрятские звенья, друг другу помогали в учебе, соревновались между собой. До второго класса, потом это надоедало. В третьем мы уже хотели быть пионерами, как старшие ребята. Потому что пионеры дразнили октябрят. Да просто скорей вырасти хотелось.
     В третьем классе нас всех гуртом принимали в пионеры и через полгода максимум нам и пионерия надоедала. Да еще этот галстук нужно каждый день гладить, если надеть забудешь – в школу не пустят, потом родителям настучат, дома отхватишь люлей.
      Тоже Н.К.Крупская почти кричала: нельзя пионерскую организацию к школе прикреплять!  Как о стену горохом. Все делалось именно так, как не советовала Надежда Константиновна.
       Училки благополучно прикончили пионерию. От нее остались только внешняя атрибутика и ритуалы.
    Ну нельзя детскую организацию делать обязательной для всех ребят! Это тогда не детская организации, а навроде удостоверения возраста. Как ползунки. До года – обязательный атрибут ребенка. Пионерский галстук – с 10 лет обязательный атрибут ребенка. Точнее - атрибут школьника.
     Вот ответьте: зачем сделали пионерский галстук обязательным элементом школьной формы? Есть разумный ответ, кроме того, чтобы вызвать у ребят неприязнь к этому галстуку?
     Зачем пионерскую организацию отдали в руки учителей, которые ее заадминистрировали и прикончили казенщиной? Специально?
    Меня в 7-м классе заставили быть председателем пионерской дружины школы. Я отказывался, но проголосовали и назначили. Скажет классная провести совет дружины – кое-как проведем. Скажет  слет дружины провести – тянем-тянем, кое-как проведем. Как дураки ходим по школьному коридору с флагом и барабаном. В горн дудим – из него только слюни вылетают. Неинтересно и нудно.
     Уроки закончились – закончилась и наша пионерия. Никакого даже малейшего идеологического, воспитательного влияния эта казенщина на нас не оказывала.
    Еще и ставка пионервожатой в школе была. Ходила тетенька, как дурочка, в пионерском галстуке. Смеялись над ней.
     Сами вспомните – после уроков начиналась улица, а там про пионерию никто не вспоминал.
     И эти сборы металлолома, макулатуры, субботники. Ходили, как дураки, по дворам, собирали ржавые кастрюли, а за околицей села – свалка списанных тракторов, комбайнов, сеялок ржавела годами. Стране нужен был металл только из ржавых кастрюль? Ведь дети всё это видели и понимали, что этот сбор металлолома для галочки, понарошку.
    Собранная макулатура годами валялась в школьном сарае, гнила. Приехала машина, погрузили, вывезли за село и сожгли. Где-то люди за макулатуру книжки выписывали редкие, а у нас такое было.
      Все эти субботники с граблями и кистями для побелки деревьев… Неужели трудно было прийти к мысли, что нельзя их обязательными делать? Нельзя так с детьми! Пусть лучше всего три человека из класса на субботник придут…
    Комсомол – один в один. Такая же обязаловка вступать для всех. И такая же казенщина. И тоже за порогом школы заканчивался.
     Нет, может кто-то жил в такой реальности, что после школьных уроков бежал на комсомольские и пионерские мероприятия… Я про себя пишу. Мы бежали на улицу.
     Так что современные планы придумать что-то похожее на пионерию (только без красных галстуков, конечно) и ввести эту детскую организацию в школу ни к какому улучшению воспитания детей не приведут.
    Детские организации должны быть  - там, на улице. Вне школы. И с минимальным влиянием взрослых. Детям нужно давать возможность самими себя взрослыми чувствовать. А казенщина убьет самую хорошую идею. Как убила пионерию и комсомол.
     
       
Для желающих меня поощрить писать больше, буду в конце каждого более-менее объемного поста размещать:   карточка Сбербанка 4276 0140 7841 4927

Яндекс-кошелек
https://money.yandex.ru/to/410017582228808

Tags:

Buy for 100 tokens
***
...

  • 1
"Нет, может кто-то жил в такой реальности, что после школьных уроков бежал на комсомольские и пионерские мероприятия"

На комсомольские уже бегал. Из-за девок

Мое имхо это делалось для имиджа. В частности, для иностранцев, но в то время их было не так много, так что большей частью - для внутреннего употребления: показать всем сколько пионеров, все дети - пионеры. Вроде как построить такой вот "фон бытия". Разумеется, цековские упыри не были настолько наивны, чтобы считать, что весь народ в это верит - но вот цель была именно создать информационный "фон", в который каждый погружен от рождения до смерти. Всеобщие красные галстуки на школьниках - его часть. И, верите ли, документальные кадры с детьми в галстуках смотрятся очень трогательно и ностальгически. Pink Floyd сделала клип на инструментальную композицию Marooned - там на контрасте показаны мертвые дома Припяти и они же - в первой половине 80х (до чернобыльской аварии) именно с детишками в галстуках.

Иностранцев к нам привозили. 1 раз Какую-то бальзаковских лет даму и с ней примерно такого же мужичка, аж из самой ФРГ, они ездили по линии органов образования что-то там смотреть. Сопровождающих с этой парой было человек 8. Нас месяц учили вставать и хором здороваться по-немецки (2й кажется класс). Такой вот "дух Хельсинки". Гости вручили каждому по наклейке с хрен поймёшь какой символикой (какие-то разноцветные буквы) и по жвачке. Жвачку у нас потом отобрали, сказали, что проклятые фрг-цы и отравленную подсунуть могут и кусок лезвия туда затолкать (училка наверное сама себе всё взяла). Наклейки разрешили оставить. Весь почти класс налепил их на ранцы, так и ходили, пока не поотваливались

У нас еще было обязательное вступление в Общество охраны природы. Классе в первом-втором (т.е. ориентировочно 87-88 год). Успели нам в книжечки пару марок о взносах даже наклеить, но мероприятия по этой линии не помню ни одного. Я просто по жизни был дисциплинированный и окружающей среде не вредил. А пионервожатая у нас была юная, диссонанса в галстуке своем не вызывала. Но была беременная, поэтому я как предсовотряда класса пару раз был на заседаниях актива, а потом она в декрет ушла и СССР вскоре развалился. Я одним из последних донашивал галстук, когда уже многие говорили "носить не обязательно" и не одевали. Чувство неправильности от всех этих организаций осталось на всю жизнь.

А ещё, помню, сдавал взносы в:
Общество охраны памятников истории и культуры,
Общество спасения на водах (ОСВОД),
Общество красного креста и полумесяца.
В обязательном порядке.

Когда в декабре 91го спускали красный флаг над Кремлем, мне было почти 13 лет - в перечисленные Вами фонды я сдать ничего не успел ))

Точно так)) по 15 копеек)) и еще сколько-то за значек

с нас по одному разу за каждую организацию собрали взносы , выдали по значку)) и усе)) и было это во втором классе...

Детям нужно давать возможность самими себя взрослыми чувствовать. А казенщина убьет самую хорошую идею. Как убила пионерию и комсомол.
IMHO нечто похожее изобразил Рыбаков в "Бронзовой птице". Пионерский отряд живёт там на полном самоуправлении и самообеспечении от родителей (кто что даст из продуктов - всё в общий котёл). Учат местную ребятню грамоте, клуб оборудуют, ещё что-то делают...

.Такими и были первые пионеротряды. И еще они при клубах и домкомах создавались. К школе отношения не имели.

Да. Об их организации при какой-то, кажется, фабрике упоминается несколько раз и в "Кортике", когда ребята САМИ добивались организации у них пионеротряда. При поддержке комитета комсомола. Сами организовывали театр у себя во дворе...

При школах тоже, но дело в том, что школа просто предоставляла помещение для пионерского штаба, все. Учителя внутрь не лезли.

ТАк они такими и были в 20-е, даже еще в 30-е, потом все...


Edited at 2018-12-01 02:27 pm (UTC)

А самый смех в том, что педагоги потом Сталина обвиняли в прикреплении Пионерской организации к школе. Его, дескать, идея.

А мы в начальной школе выступали перед какими-то неграми, пели, плясали. Негры в благодарность оставили нам несколько блоков жувачки, которую наша классная притырила себе. Было обидно. Чёрт! Вроде ерунда, а запомнилось...

Эта жувачка! А ведь так ее и называли - жувачка. Вот на хрена она нужна была - сейчас никто наверно и не скажет.

Сугубо утилитарно - чистка зубов в полевых условиях. Это только в колониях из нее культ делали.

И то, самая ценимая нами жвачка (со вкладышами или красивыми обертками, на которые можно было "играть") - даже дял чистки зубов не подходила, была с сахаром. Самая полезная, бессахарная не дуется в пузыри, фантика приличного не имеет - бесполезная, короче ))

Символ американского образа жизни.

Вот не поверите - плевать нам было на этот американский образ жизни от нашего рождения до сегодняшнего дня. Но пацанам она почему-то была как наркотик. Хотя, я лично и сейчас ее терпеть ненавижу.

Но пацанам она почему-то была как наркотик. Хотя, я лично и сейчас ее терпеть ненавижу
Сделали культом. И я тоже жую редко, чисто с гигиеническими целями. И вообще, у нас сера исторически больше распространена.

Edited at 2018-12-01 04:43 pm (UTC)

Ну как же, фантики на японской были красивые, с роботами, самолётами, гоночными машинами.:))

Мы не собирали их.

А учебники для политехнического образования , хоть создавали или это так и осталось в планах?

Если что и делалось, то до нас не дошло.

У нас в школе была хорошая пионерская организация. Ей фактически рулили учитель нвп и физрук. Постоянно ездили на слеты и сборы в поселки и другие города, там постоянно "воевали", зарницы в общем бесконечные, девочки были медсестрами...Брали в плен "синих" или "красных", "пытали" крапивой -"Говори где штаб?". Кстати, не помню что бы кто то "сознавался под пытками" Вечерами постоянно дискотеки и пионерские костры с песнями.. Про коммунизм что -то говорили но мало и редко. Помню только какие то построения и что то в этом роде... Весело было в общем... .

  • 1